Dolby NR (Dolby Noise Reduction) — семейство нелинейных компандерных систем шумопонижения, разработанных под руководством Рея Долби фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» с конца 1960-х годов и широко распространённых как в профессиональной, так и в любительской аналоговой звукозаписи.
Предназначением любой компандерной системы шумопонижения (СШП) является изолирование полезного сигнала от шума носителя (на магнитной ленте максимум шума носителя находится на частоте нескольких килогерц) и соответственно расширение динамического диапазона.
Компандерная система шумопонижения состоит из двух частей:
В качественных магнитофонах обычно (в магнитофонах со сквозным каналом — всегда) используются раздельные цепи экспандера и компрессора, в массовых моделях они часто используют одну цепь.
Первой системой была Dolby A, четырёхдиапазонная система, обеспечивавшая около 10 дБ повышения отношения сигнал/шум.
Однодиапазонная система Dolby B (которая при отсутствии поддержки магнитофоном других систем часто обозначается как Dolby NR или просто Dolby) широко распространена как на кассетных (где она является стандартом де-факто для качественных аппаратов), так и на катушечных магнитофонах. Она обеспечивает повышение соотношения сигнал/шум до 10 дБ на высоких частотах.
Двухдиапазонная Dolby C даёт повышение до 20 дБ, и около 5 дБ на низких частотах. Она также позволяет увеличить уровень записи ВЧ сигнала. По этой причине Dolby C и Dolby S лучше подходят для записи фонограмм с большим процентом ВЧ-составляющих.
После разработки инновационной профессиональной Dolby SR (Spectral Recording) в 80-е годы была создана на её основе Dolby S, явившаяся вершиной систем компандерного шумопонижения для высококачественной кассетной записи. Магнитофоны, оборудованные этой системой, должны соответствовать более строгим спецификациям по качеству, чем стандарты Hi-Fi, такие как DIN 45500, и обычно являются высшими моделями в линейке производителя. Dolby S даёт увеличение C/Ш примерно на 24 дБ. При отсутствии на магнитофоне экспандера Dolby S, фонограмму лучше всего воспроизводить с включённым экспандером Dolby B.
Все системы шумопонижения (СШП) Dolby являются совместимыми — запись сделанную с их применением можно прослушивать на магнитофоне, не оборудованном этой системой, хотя и с некоторой потерей качества звучания. Как правило, магнитофоны, не оборудованные СШП, имеют плохие АЧХ, и подъём ВЧ при записи с компандерной СШП оживляет звук, воспроизводимый на них. По этому параметру они превосходят системы DBX.
Но все СШП семейства Dolby являются нелинейными, то есть зависящими от точной калибровки уровня записи/воспроизведения на магнитофоне для правильного воспроизведения звука. По этому параметру они уступают линейным системам типа DBX, для которых это неважно.
Play Trim, система разработанная фирмами NAD и YAMAHA, используется также на магнитофонах AIWA. Предназначена для регулирования уровня высокочастотных составляющих сигнала при воспроизведении перед подачей на экспандер Dolby. Позволяет скорректировать потери сигнала в тракте по различным причинам и более «верно» (качественно) воспроизводить записи, сделанные на магнитофоне с другим уровнем Dolby. Аналогична калибровке уровня воспроизведения (Play EQ, PB EQ).
Dolby HX, Dolby HX Pro — системы динамического подмагничивания (далее по тексту — «СДП»). Dolby HX разработана фирмой B&O (Bang and Olufsen). Dolby HX Pro — это серьёзно доработанная и впоследствии широко применённая на практике система, значительно превосходящая по эффективности прародителя. Принцип работы этих систем заключается в динамическом управлении уровнем тока высокочастотного подмагничивания, в записывающей головке магнитофона, в зависимости от спектра записываемого сигнала. Характеристика управления током подмагничивания в этих системах определяется частотнозависимыми цепями в схеме управления системой, определяющими взвешенную характеристику на высоких частотах. СДП принципально предназначены для повышения уровня и качества записи высоких частот, то есть «слабого места» в технике магнитной записи, и особенно кассетной. СДП могут использоваться как с компандерными СШП, такими как Dolby, так и самостоятельно. Собственно любая СДП (кроме самой первой — Dolby HX, которая была технически завязана с СШП Dolby-B, что впоследствии было исправлено в Dolby HX Pro) никакого отношения к системам шумопонижения сами не имеют, но исходя из маркетинговых целей (не технических!), на практике, Dolby HX Pro обязательно использовалась совместно с какой-либо версией СШП Dolby (В,С,S). Воспроизведение записей, сделанных с любой СДП, не требует какой-либо коррекции на воспроизводящем аппарате. Обозначение «Dolby HX Pro» на фабричных компакт-кассетах с записью не имеет никакого смысла, так как скорее всего запись была сделана на высокоскоростном копировальном аппарате без этой системы, а также даже если при записи она и применялась, то при воспроизведении не требуется ни какой коррекции и других специальных действий пользователя любого магнитофона. Существуют версии СДП, именуемые как «СДП» и «СДП-2». Эти системы изначально были разработаны в СССР(СНГ) энтузиастами (автор — Николай Сухов), первоначально на основе Dolby HX Pro, в определённой степени её копированием и схемным упрощением. В доработанном варианте последняя из них, «СДП-2», давала больший эффект чем фирменная Dolby HX Pro и устанавливалась на ряде серийных магнитофонных кассетных дек в СССР (СНГ). «СДП-2» технически была полностью самостоятельной системой, которая могла применяться в любом магнитофоне, независимо от наличия любых СШП, а также некоторыми энтузиастами могла быть встроена практически в любую кассетную деку производства СССР (СНГ). Таким образом, все существующие СДП предназначены для расширения динамического диапазона тракта магнитофона на высоких частотах. Несколько ранее для понижения нелинейных искажений на высоких частотах была разработана и применялась на ряде магнитофонов система DYNEQ фирмы «Tandberg». Отличие этой системы от СДП заключается в «подготовке» спектра записываемого сигнала к возможностям тракта записи без расширения его возможностей, то есть её задача заключалась в динамическом ограничении (по сути компрессии) уровня высокочастоных составляющих входного сигнала под возможности тракта записи магнитофона. Применяя эту систему, получали понижение нелинейных искажений на высоких частотах при потерях уровня их максимальных пиков.
Уровень (калибровки) Dolby — уровень сигнала, при котором компрессор и экспандер не осуществляют никакой коррекции. Стандартом является уровень намагниченности 200 нВб/м на частоте 400 Гц. На индикаторе Hi-Fi магнитофонов обозначается символами «bd» (double-D). На старых деках уровень соответствовал примерно +3 дБ на шкале индикатора уровня записи, сейчас −2 дБ. Правильная калибровка уровня записи необходима для корректной работе как компрессора, так и экспандера Dolby. К сожалению, она возможно только на качественных магнитофонах, оснащённых калибровкой (а не только регулировкой) уровня записи после прохождения сигнала через кодер Dolby (Rec EQ) для компенсации отличной от единичной чувствительности ленты.
MPX-filter — режекторный фильтр (фильтр-пробка), вырезающий пилот-тон радиопередачи FM диапазона на частоте 19 кГц для предотвращения сбоев компрессора Dolby. Применяется только для записи FM-радиопередач при включённой СШП Dolby (российский УКВ использует другую систему, и использование MPX-фильтра с УКВ-программами не нужно).
Dolby NR.