Поколение (фильм)

Поколение
Pokolenie
Жанр

военный фильм
драма

Режиссёр

Анджей Вайда

Автор
сценария

Богдан Чешко

В главных
ролях

Тадеуш Ломницкий
Тадеуш Янчар
Уршуля Моджиньска
Роман Полански

Оператор

Ежи Липман

Композитор

Анджей Морковский

Кинокомпания

Киностудия художественных фильмов во Вроцлаве

Длительность

83 мин.

Страна

 Польша

Язык

польский

Год

1954 — съёмки
1955 — премьера

IMDb

ID 0000000

«Поколение» (польск. Pokolenie) — дебютный фильм режиссёра Анджея Вайды. Военная драма, снятая в 1954 году студией «Кадр» (Польша). Картина — первая часть трилогии, продолженная лентами «Канал» (1956 год) и «Пепел и алмаз» (1958 год). По оценкам критиков, фильм знаменует начало существования такого социально-художественного направления, как Польская школа кинематографа, возникшего в условиях политической оттепели начала 1950-х годов[1].

Содержание

Сюжет

1942—1943 годы. Молодой «патриотически настроенный вор»[2] Стах Мазур (Ломницкий) жевёт в бедном районе Варшавы, оккупированной нацистами. Он с другом осуществляет очередную кражу угля на железнодорожной станции из транзитных немецких военных поездов. На этот раз попытка не удалась: товарищ застрелен часовым, раненому Стаху удаётся скрыться.

Мазур устраивается на работу в мастерские. Он знакомится с красивой девушкой Доротой (Моджиньска), которая вдохновляет его на участие в деятельности подпольной коммунистической ячейки сопротивления. Группа разрабатывает и осуществляет операцию по оказанию помощи узникам еврейского гетто, где готовится восстание.

В ролях

Художественные особенности

Фильм снят в манере, свойственной Анджею Вайде в этот период: сочетание лаконичного экспрессионизма чёрно-белого цвета с мощным символизмом, берущим корни из польского романтизма. Он может также рассматриваться как каталог будущих тематических интересов режиссёра, повествовательных решений и стилистических особенностей и, таким образом, как ключ к пониманию всего его творчества[1].

Критика

При позитивных, в целом, оценках фильма, критики принимают его с определёнными оговорками. Показательно мнение Майкла Брука, одного из кураторов национального архива Британского института кино: «Картина получила широкую известность как источник, из которого возникло послевоенное польское кино. Хотя, безусловно, фильм — новаторский, его историческое значение невозможно игнорировать или отрицать, но, в конечном счёте, он скорее внесён в каноны Вайды, как фильм на перспективу, не достигший уровня шедевра»[3].

Ряд критиков бо́льшее внимание уделяли исторической и идеологической составляющим фильма. Так, Ден Шнайдер в своём издании «Сosmoetica» пишет: «„Поколение“ не является чрезвычайно хорошим фильмом. Нет, это не плохой фильм, но визуально очень напоминает посредственные фильмы нуар 1940-х годов смешанные с итальянским неореализмом<…> Что касается героев фильма, то они являются нереально одномерным инструментарием в руках агитпропа, который заложен в самой сущности „Поколения“. Правда, надо понимать, что фильм должен был получить зелёный свет от польских цензоров. Но в отличие от того, что позже будет достигнуто более зрелым Вайдой и кинорежиссёрами, такими как Роман Полански (который играет небольшую роль в фильме) и Кшиштоф Кесьлевский, „Поколение“ выглядит более как лакировка коммунизма»[4].

Дополнительные факты

Примечания

  1. ↑ Поколение: Вайда о войне  (англ.). The Criterion Collection (25.05.2005). Архивировано из первоисточника 23 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
  2. Reviews Fernando F. Croce на сайте cinepassion.org
  3. Pokolenie  (англ.). Kinoblog. A survey of Central and Eastern European cinema.. Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012. Проверено 8 июня 2012.
  4. A Generation by Andrzej Wajda  (англ.). Alt Film Guide. Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012. Проверено 8 июня 2012.

Ссылки

Поколение (фильм).

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71