Больцано (тяжёлый крейсер)

«Больцано»
Bolzano incrociatore pesante
Тяжелый крейсер «Больцано»
Основная информация
Тип Тяжёлый крейсер
Государство флага  Италия
Верфь Ansaldo
Строительство начато 11 июня 1930 года
Спущен на воду 31 августа 1932 года
Введён в эксплуатацию 19 августа 1933 года
Параметры
Водоизмещение Стандартное 10 890 т,
полное — 13 665 т
Длина 187,6 / 196,9 м
Ширина 20,6 м
Осадка 6,8 м
Бронирование Главный пояс — 70 мм,
палуба — 20…50 мм,
траверзы — 50…60 мм,
башни — 80 мм,
барбеты — 60…70 мм,
рубка — 100 мм
Технические данные
Силовая установка 4 ТЗА Parsons
Мощность 150 000 л. с. (110 МВт)
Скорость 36 узлов (66,67 км/ч)
Дальность плавания 4432 морских миль на 16 узлах
Экипаж 788 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 × 2 — 203-мм/53
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 100-мм/47,
4 × 2 — 37-мм/54,
4 × 2 — 13,2-мм пулемёта
Торпедно-минное вооружение 4 × 2 — 533-мм ТА
Авиационная группа 1 катапульта,
2—3 гидросамолёта[1]

Тяжёлые крейсера типа «Больцано» (итал. Bolzano) — тяжёлый крейсер итальянского военно-морского флота времён Второй мировой войны. Развитие тяжёлых крейсеров типа «Тренто». Последний «вашингтонский» крейсер итальянского флота.

Содержание

История создания

Конструкция

Служба

Довоенные годы

В предвоенные годы служба «Больцано» обошлась без ярких событий. После вступления в строй он был включён в состав 2-й дивизии крейсеров Первой эскадры вместе с «Тренто» и «Триесте». Во время итало-эфиопской войны «Больцано» в числе других боевых единиц обеспечивал коммуникации. Как и большинство кораблей итальянского флота, он совершил ряд походов к берегам Испании во время происходившей там гражданской войны, осуществляя блокаду побережья. В октябре 1938 года он конвоировал 4 лайнера, на которых возвращались в Италию 10 000 легионеров, воевавших в Испании. Вместе с другими тяжёлыми крейсерами «Больцано» неоднократно участвовал в военно-морских парадах, том числе в параде 5 мая 1938 года в честь Адольфа Гитлера.

В боях 1940-42 годов

После вступления Италии во Вторую мировую войну, «Больцано» состоял в 3-й дивизии Второй эскадры, являвшейся быстроходным соединением итальянского флота. Крейсер впервые побывал в бою 9 июля 1940 года, когда произошло сражение у Пунто-Стило. В ходе боя «Больцано» вместе с другими тяжёлыми крейсерами вступил в перестрелку с лёгкими крейсерами британцев и получил три попадания снарядов калибра 152 мм. В результате корабль ненадолго потерял управление, но повреждения были быстро исправлены.

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года «Больцано» находился в Таранто и участвовал в отражении налёта британской палубной авиации, повреждений не получил. После этого все крейсера 3-й дивизии перебазировались в Мессину. 27 ноября 1940 года, в ходе боя у мыса Теулада, принял участие в бою с крейсерами британцев, после чего оказался под огнём линейного крейсера «Ринаун», но избежал попаданий.

28 марта 1941 года 3-я дивизия вступила в перестрелку с британскими лёгкими крейсерами у мыса Гавдос. Бой проходил на дальней дистанции и снаряды англичан не долетали до итальянских крейсеров. Появилась возможность реализовать довоенные планы по разгрому противника с недосягаемой для него дистанции, но выпустив 364 снаряда, три итальянских крейсера не добились ни одного попадания, а идти на сближение они опасались из-за слабого бронирования.

В апреле-августе 1941 года «Больцано» участвовал в охранении итальянских конвоев. В ходе одной из таких операций 25 августа 1941 года крейсер получил торпедное попадание с британской ПЛ «Трайэмф» (Triumph). Торпеда попала в кормовую часть, корабль полностью потерял ход и был уведён в Мессину на буксире. В ходе ремонта в сентябре 1941 года «Больцано» попал под бомбардировку с воздуха и получил бомбовое попадание, причинившее серьёзный ущерб. После этого «Больцано» был отбуксирован в Геную, где ремонтировался на верфи Ansaldo до июля 1942 года.

12 августа 1942 года отремонтированный «Больцано» принял участие в операции итальянского флота по уничтожению британского конвоя на Мальту. До столкновения с вражескими кораблями дело не дошло из-за нерешительности итальянского командования, но на обратном пути «Больцано» вечером того же дня был атакован британской ПЛ «Анброкен» (Unbroken) и получил торпедное попадание в топливную цистерну. Хотя при взрыве погиб только один человек, возник сильнейший пожар, угрожавший погребам боезапаса и крейсер выбросился на мель у острова Панареа, где горел в течение всей ночи. Только 15 сентября 1942 года крейсер сняли с мели и отбуксировали в Неаполь.

Проект перестройки в авианесущий корабль

Оценка проекта

Примечания

  1. Все характеристики по состоянию на июнь 1940 г.

Ссылки

  • Итальянские крейсера 1940-43 гг.
  • Тяжёлые крейсера Италии

Литература

  • Тяжёлые крейсера «Тренто», «Триесте», «Больцано». Морская кампания, 2007, № 4.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1945.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. — London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R. Cruisers in Action 1939—1945. — London: William Kimber, 1981.

Больцано (тяжёлый крейсер).

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71