SM-62 Snark

SM-62 Snark
SSM-A-3
B-62
Пуск КР «Снарк»
Тип стратегическая крылатая ракета
Статус снята с вооружения
Разработчик Northrop Corporation
General Electric
Годы разработки 1946-1958
Начало испытаний 1955
Принятие на вооружение 1958 год
Производитель Northrop Corporation
Годы производства 1955-1961
Единиц произведено ~100
Стоимость единицы ~US$5 млн.
Годы эксплуатации 1958-1961
Основные эксплуатанты ВВС США
 Изображения на Викискладе

Нортроп SM-62 «Снарк» (англ. Northrop SM-62 Snark, с 1947 по 1951 годы обозначалась SSM-A-3, с 1951 по 1955 — B-62) — американская стратегическая межконтинентальная крылатая ракета (КР). Единственная когда-либо принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета. Состояла на вооружении ВВС США с 1958 по 1961 год (фактически, боевое дежурство несла лишь в 1961 году) и вскоре была списана из-за морального устаревания.

Содержание

История

Работа над программой крылатых ракет большой дальности началась в 1946 году. В разработке находились два проекта, названные в честь персонажей Льюиса Кэррола[прим. 1] — дозвуковой самолет-снаряд MX775A «Снарк» (англ. Snark) и сверхзвуковой MX775B «Буджум» (англ. Boojum). Малый интерес со стороны ВВС к программе, обусловленный недоверием руководства к беспилотным бомбардировщикам, едва не привел к закрытию ее в том же году, но благодаря вмешательству Джона Нортропа и будущего первого начальника ВВС Карла Спаатца (англ. Carl Andrew Spaatz) программа была спасена.

Несмотря на их вмешательство, финансирование осуществлялось по остаточному принципу до 1955 года, когда президент Эйзенхауэр издал распоряжение о высшем приотитете работ над МБР и стратегическими ракетными программами.

К этому моменту заложенные в проект требования уже считались устаревшими, но тем не менее программа продолжалась. Первые летные испытания у островов Вознесения, начавшиеся в 1957, дали крайне неудовлетворительный результат. Круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты оказалось равным почти 31,5 км, что было чересчур даже для ядерной боевой части. Проблему удалось решить применив систему астрокоррекции, что позволило свести КВО к вполне допустимым 7 км.[прим. 2]

Техническая надежность системы также была низкой. Необходимость поддержания траектории полета с заданной точностью на всем протяжении длительного, 12-часового трансполярного перелета от пунктов базирования на территории США к объектам на территории СССР привела к усложнению и как результат, низкой надёжности навигационной системы. На испытаниях, система управления часто проявляла тенденцию увода ракеты от заданного курса[прим. 3].

Техническое описание

Пуск КР «Снарк» при помощи твердотопливных стартовых ускорителей.

Межконтинентальная крылатая ракета «Снарк» была выполнена по классической монопланной схеме с высокорасположенным крылом. Его длина составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метров и стартовой массе 21 839 кг (27 200 кг с учетом массы стартовых ускорителей).

Двигательная установка снаряда состояла из турбореактивного двигателя J-57 (англ. Pratt & Whitney J57) компании Пратт-Уитни и двух твердотопливных стартовых ускорителей компании Аэроджет-Дженерал, необходимых для старта без разгонной катапульты или длительного разбега.

Радиус действия ракеты составлял около 10 180 км при средней скорости 1050 км/ч. Потолок достигал 17 000 метров, что было уже недостаточно по меркам времени чтобы являться неуязвимым для средств ПВО и перехватчиков. Теоретическое КВО составляло около 2,4 км, но на практике таких результатов редко удавалось добиться. При необходимости, система управления могла выполнить противозенитный маневр на угол до 90 градусов с последующим возвращением на курс. Запоминающее устройство ракеты могло хранить в памяти до 8 заранее запрограммированных маневров.

Система управления ракеты была основана на астрокоррекции, с предельным отклонением от курса до 120 км. Комплекс управления состоял из 3 телескопов, фиксируемых на соответствующих звездах. Эта часть конструкции была одной из самых сложных и ненадежных, и подавляющее большинство отказов ракет было связано именно с блоком астровизирования. Существовала резервная система радиокомандного управления, применяемая лишь на небольших расстояниях.

Носовая часть ракеты была отделяемой (для проведения атаки цели на сверхзвуковой скорости) и снаряженной 4-мегатонной боевой частью W39[en]. При приближении к рассчётной цели на 80 км, ракета переходила в режим разгона на высоте до 18 км, и вблизи цели отделяла носовую часть при помощи пиропатронов. Основной корпус ракеты при этом разрушался, создавая облако радиоконтрастных осколков, маскирующих полет боевой части от средств обнаружения. Мощность боевой части в определенной мере компенсировала низкое КВО ракеты.

Старт ракеты осуществлялся с бустера, с легкой подвижной платформы. В этом было одно из немногих преимуществ «Снарка» над МБР, обретшими мобильность много позже. Система управления снаряда могла вывести его на цель даже при весьма сильном отклонении от точки старта.

Интересной особенностью ракеты являлась возможность (при условии отмены боевого задания) приведения ее к аэродрому и приземления для повторного использования. Из-за отсутствия шасси, для посадки ракеты подходили только очень ровные аэродромы — такие как летное поле Skid Strip[en] на Базе ВВС США на мысе Канаверал.

Предполагаемое применение

Основным назначением для ракеты «Снарк» должны были быть трансполярные атаки объектов второстепенной важности в глубине территории СССР. В отличие от пилотируемых бомбардировщиков B-47 и B-52 SM-62 не нуждался в летающих танкерах, был менее зависим от погодных условий. Также он был гораздо дешевле и в силу малых размеров значительно сложнее обнаруживался радарами даже при сплошном радарном покрытии. В подобном рассмотрении, применение его в качестве вспомогательного средства для ударов по второстепеным объектам было оправдано, с учетом недостатков радарного покрытия Сибири в середине 1950-х.

В то же время, «Снарк» был более уязвим в случае обнаружения противником. Его скорость уступала скорости современных истребителей, а отсутствие пилота и оборонительного вооружения не позволяло избегать их атаки. Значительную угрозу также представляли комплексы ПВО С-25 и С-75

Развертывание

Затянувшаяся разработка привела к тому, что в 1958 году было развернуто одно крыло стратегических ВВС, вооруженное «Снарк». Первая ракета была поставлена на вооружение 702-го стратегического ракетного крыла[en] в штате Мэн в январе 1958 года, но только в 1961 крыло обрело боевой статус.

В распоряжении крыла имелось 10 стоявших на дежурстве ракет «Снарк», размещавшихся в 2-х ангарах в 3-х степенях готовности. 1-я ракета должна была быть готова к полету в 15-минутной готовности, ракеты 2 и 3 — в 30-минутной и 180-минутной, ракеты 4 и 5 — в 3-хдневной и 8-мидневной готовности. Таким образом к немедленному запуску были готовы лишь 3 ракеты. Принятая схема размещения ракет в железобетонных ангарах считалась устаревшей и не отвечала требованиям защиты от средств ядерного удара.

25 мая 1959 года база была официально поставлена на боевое дежурство. В феврале 1961 она приобрела боевой режим готовности.

В июне 1961 президент Кеннеди закрыл программу «Снарк» как анахроничную.

Примечания

  1. Поэма The Hunting of the Snark
  2. Также считается, что причиной исходно плохих результатов были несовершенные методики картирования Островов Вознесения — «Personal interview with George F. Douglas, Chief Project Engineer, ca. 1967»
  3. Наиболее известным стал куръезный случай с ракетой «Снарк» обнаруженной в 1958 году в джунглях Бразилии

Источники

Литература

  • Werrell, Kenneth P. The Evolution of the Cruise Missile. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 1985. — 289 p.
  • Gibson, James N. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History. — Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing Ltd., 1996. — 240 с. — (Schiffer Military History). — ISBN 0-7643-0063-6

Ссылки

  • Parsch, Andreas Northrop SSM-A-3/B-62/SM-62 Snark  (англ.). Designation-Systems.net (12 January 2006). Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 10 мая 2011.
  • Greg Goebel Cruise Missiles Of The 1950s & 1960s  (англ.). Greg Goebel's IN THE PUBLIC DOMAIN. Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 10 мая 2011.


SM-62 Snark.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71