Boeing 747-400 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Boeing |
Первый полёт | 29 апреля 1988 |
Начало эксплуатации | 9 февраля 1989 (Northwest Airlines) |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | British Airways (57) Cathay Pacific (46) Korean Air (41) |
Годы производства | 1988—2007 (пассажирские версии)[1], 1988—2009 (грузовые версии)[2] |
Единиц произведено | Всего: 694 747-400: 442 747-400M: 61 747-400D: 19 747-400ER: 6 747-400F: 126 747-400ERF: 40[3] |
Стоимость единицы | 747-400/-400ER: 234-266,5 млн $[4] 747-400F/-400ERF: 238-268 млн $[4] |
Варианты | Boeing 747-8 Boeing YAL-1 Boeing 747 LCF Dreamlifter |
Изображения на Викискладе |
Boeing 747-400 — одна из модификаций Boeing 747, четырёхдвигательный турбореактивный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, производимый компанией Boeing Commercial Airplanes. Серия −400 является самой продаваемой модификацией успешного семейства 747.[3] Основным отличием от других моделей 747 являются законцовки крыла, хотя модификация −400D их лишена. Имея на борту 624 пассажиров, 747-400 может пролететь без посадки до 14200 км в зависимости от модификации.
747-400 является предпоследней версией самолёта Boeing 747, на смену которой пришла более экономичная и технологичная модификация Boeing 747-8. Последний произведённый 747-400 был поставлен заказчику в декабре 2009 г.[5]
Содержание |
747-400 был представлен компанией Boeing Commercial Airplanes в октябре 1985. По сравнению с 747-300, 747-400 имеет удлиннённые на 1,8 м крылья, законцовки крыла и «стеклянную» кабину, в результате чего отпала необходимость в бортинженере. 747-400, в отличие от версии −300, имеет топливный бак в горизонтальном стабилизаторе, более экономичные двигатели с большим запасом тяги, полностью новый интерьер, улучшенную аэродинамику фюзеляжа и крыльев и обновлённую развлекательную систему для пассажиров. Так же как 747-300, пассажирская версия 747-400 имеет удлиннённую верхнюю палубу (stretched upper deck, SUD) в стандартной комплектации. Верхняя палуба почти вдвое длиннее, чем у первых 747. Удлиннённая верхняя палуба ранее предлагалась в качестве модернизации и впервые появилась на двух японских 747-100SR.[6] Размах крыла стал больше, однако, благодаря использованию композитных материалов и алюминиевых сплавов, общий вес крыльев не увеличился.
Выкатка первого 747-400 состоялась в январе 1988 г., первый полёт — 29 апреля 1988 г. Сертификат лётной годности был получен 10 января 1989 г. с двигателями Pratt & Whitney PW4000, 18 мая 1989 г. — с двигателями General Electric CF6-80C2 и 8 июня 1989 г. — с двигателями Rolls-Royce RB211-524G. Первый 747-400 был передан головному заказчику Northwest Airlines 26 января 1989 г. и был введён в эксплуатацию 9 февраля на рейсе Миннеаполис — Финикс.[7]
Дальнемагистральный грузовой самолёт (ERF) был введён в эксплуатацию в октябре 2002 г. А в следующем месяце дальнемагистральная пассажирская версия (ER) была введена в эксплуатацию компанией Qantas, единственным заказчиком пассажирской версии 747-400ER. Qantas использует эти самолёты на маршрутах Мельбурн — Лос-Анджелес и Сидней — Сан-Франциско, большая протяжённость которых не позволяет использовать модель 747-400.
Позднее был представлен обновлённый интерьер Boeing Signature Interior для модели 747-400, который предлагался либо в качестве замены интерьера на существующих 747-400, либо в качестве заказного оборудования для более новых 747-400 и 747-400ER. Например, четыре новейших Boeing 747-400 China Airlines (бортовые номера B-1821x), которые также являются последними построенными 747-400, были на заводе оборудованы интерьерами Boeing Signature Interior. Один из этих самолётов (B-18210) имел комбинированную раскраску — хвост China Airlines и фирменную раскраску фюзеляжа Boeing.
В попытках найти более экологичное и экономичное топливо некоторые авиакомпании рассматривают возможность использования топлива, извлекаемого из растения ятрофа. Air New Zealand произвела первый коммерческий полёт с использованием топлива полученного из ятрофы — один из двигателей самолёта 747-400 использовал в качестве топлива смесь из 50 % масла ятрофы и 50 % авиационного топлива в течение двух часов полёта, пока инженеры собирали данные. Авиакомпания Continental Airlines 7 января 2009 г. проводила испытания подобного топлива на одном из своих самолётов. Ятрофу легко выращивать, она требует минимального полива и удобрения и даёт большое количество масла.[8]
747-400 является улучшенной версией модели 747-300 и имеет больший размах крыла, законцовки крыла, модернизированные двигатели и «стеклянную» кабину, позволившую отказаться от бортинженера. Пассажирская версия 747-400 имеет удлиннённую верхнуюю палубу (SUD), как у 747-300, в стандартной комплектации. В 1989 г. 747-400 авиакомпании Qantas пролетел от Лондона до Сиднея — 18001 км — за 20 часов 9 минут, что стало рекордом дальности для коммерческих авиалайнеров.[9] Полёт являлся техническим для доставки самолёта заказчику — пассажиров и груза на борту не было.
Производство пассажирской версии 747-400 официально закончилось 15 марта 2007 г.[1] Последние четыре заказа на 747-400 авиакомпании Philippine Airlines были отменены (вместо них авиакомпания заказала 777-300ER). Последним заказчиком 747-400 в ноябре 2002 г. стала авиакомпания China Airlines, которой в апреле 2005 г. были поставлены последние собранные пассажирские 747-400.[1] Последний самолёт имел порядковый номер 1358 (серийный номер MSN33737/B-18215).[10]
747-400F (Freighter — «грузовой») является грузовой версией, в основу которой лёг фюзеляж модели 747-200F. Первый полёт этой модификации состоялся 4 мая 1993 г., авиакомпания Cargolux Airlines 17 ноября 1993 г. впервые ввела самолёт в эксплуатацию. Крупными заказчиками модификации являются Atlas Air, Cargolux, China Airlines, Korean Air, Nippon Cargo Airlines, Polar Air Cargo и Singapore Airlines. 747-400F можно легко отличить от пассажирской версии по меньшему размеру «горба» верхей палубы.
747-400F оснащён носовым люком на главной палубе механизированной системой погрузки. Носовой люк открывается вверх, позволяя загружать паллеты и контейнеры длиной до 40 футов (12 м) непосредственно в грузовой трюм с помощью самоходных тележек. Устанавливаемый по заказу боковой грузовой люк (как на модели 747-400M (Combi)) позволяет закгружать более высокие грузовые модули.
На ноябрь 2009 г. Boeing передал заказчикам 126 самолётов Boeing 747-400F; незаполненных заказов не осталось.[3] Последний −400F был передан Nippon Cargo Airlines.
747-400M (конвертируемый вариант «Combi») впервые поднялся в воздух 30 июня 1989 г. и был введён в эксплуатацию авиакомпанией KLM 12 сентября 1989 г. 747-400M оборудован большим грузовым люком в задней части фюзеляжа. Последний 747-400M был передан авиакомпании KLM 10 апреля 2002.[7]
747-400D («Domestic» — «для внутренних перевозок») является многоместной моделью, разработанной для коротких внутренних рейсов японских авиакомпаний. Самолёт вмещает до 568 пассажиров в 2-классной конфигурации либо 660 пассажиров в одноклассной конфигурации. 747-400D не имеет удлиннённых крыльев и законцовок крыла, устанавливаемых на другие варианты. Преимущества законцовок нивелируются на коротких маршрутах. 747-400D может при необходимости быть конвертирован в дальнемагистральную версию. 747-400D также отличается от обычных самолётов серии 400 большим количеством иллюминаторов по обеим сторонам верхней палубы. Это позволяет установить больше кресел по всей длине верхней палубы, там, где на обычных самолётах установлена кухня.
Первый полёт 747-400 Domestic состоялся 18 марта 1991 г. Ввод в эксплуатацию 22 октября 1991 г., Japan Airlines. Последний экземпляр был передан All Nippon Airways в декабре 1995 г.[7]
Проект 747-400ER (Extended Range — «повышенная дальность») был запущен 28 ноября 2000 г. после получения заказа от авиакомпании Qantas[7] на шесть самолётов. Этот заказ стал единственным заказом на пассажирскую версию. 747-400ER имеет большую на 805 км дальность либо на 6800 кг большую грузоподъёмность. Qantas получила первый 747-400ER 31 октября 2002 г.
В переднем грузовом отсеке 747-400ER могут устанавливаться дополнительные топливные баки (один или два бака объёмом 12264 л). Баки, производимые компанией Marshall Aerospace, имеют инновационную сотовую конструкцию, позволяющую получить высокое соотношение объём-вес. Подобная технология используется при изготовлении внутренних топливных баков для самолётов 777-200LR и P-8A Poseidon.
747-400ERF (747-400ER Freighter — «грузовой, повышенной дальности») является грузовой модификацией модели 747-400ER, проект которой был запущен 30 апреля 2001.[7] 747-400ERF идентичен 747-400F, за исключением увеличенного максимального взлётного веса, что позволяет авиакомпаниям перевозить больше груза. В отличие от 747-400F на эту модификацию не устанавливаются дополнительные топливные баки.
Первый 747-400ERF был передан авиакомпании Air France (через лизинговую компанию ILFC) 17 октября 2002 г. 747-400ERF имеет «максимальный взлётный вес» 412769 кг и максимальную полезную нагрузку 112760 кг. Он позволяет авиакомпаниям выбирать между дополнительными 9980 кг груза по сравнению с грузовой модификацией 747-400 и дополнительными 972 км дальности.[11] Самолёт имеет максимальную дальность 9200 км (на 525 км больше, чем другие грузовые модификации 747-400), более прочные фюзеляж, шасси и части крыла, а также новые шины большей размерности.
Boeing поставил 40 Boeing 747-400ERF. На 2009 г. все заказы были выполнены.[3] Последний 747-400ERF был поставлен 22 декабря 2009 г.[5] Новый грузовой самолёт 747-8 Freighter будет иметь большую полезную нагрузку, но меньшую дальность, чем 747-400ERF.
747-400BCF (Boeing Converted Freighter — «грузовой самолёт, конвертированный компанией Boeing»), ранее известный под обозначением 747-400SF (Special Freighter — «специальный грузовой самолёт»), является программой конверсии стандартных пассажирских модификаций 747-400. Проект был запущен в 2004 г. и будет осуществляться одобренными подрядчиками, такими как TAECO, KAL Aerospace и SIA Engineering. Первый Boeing 747-400BCF был передан авиакомпании Cathay Pacific Cargo и введён в эксплуатацию 19 декабря 2005 г.
747-400BDSF (Bedek Special Freighter — «специальный грузовой самолёт Bedek») является ещё одним проектом конверсии пассажирских самолётов, осуществляемым компанией Israel Aerospace Industries (IAI). Первый 747-400BDSF был передан авиакомпании Air China Cargo.
В октябре 2003 г. Boeing объявил, что в связи с большим затратами времени на морские перевозки для транспортировки частей Boeing 787 будет использоваться воздушный транспорт. Для этой цели были бывшие в эксплуатации самолёты 747-400 были конвертированы в нестандартный «Large Cargo Freighter» (LCF) для перевозки частей перспективного лайнера на завод компании в г. Эверетт для окончательной сборки.[12] LCF имеет раздутый фюзеляж, подобный Super Guppy или Airbus Beluga, используемых для перевозки крыльев и секций фюзеляжа. Конверсионный проект, разработанный инженерами компании в г.Пьюджет-Саунд, Москве и Канога Парк в сотрудничестве с испанской компанией Gamesa Aeronáutica,[13] реализуется на Тайване подразделением компании Evergreen Group.[14] Boeing приобрёл четыре бывших в эксплуатации самолёта и переоборудовал их.[15]. Четвёртый и последний совершил первый полёт в январе 2010 г.
747 LCF позволит сократить время доставки с 30 дней до одного дня.[15] Объём грузового отсека LCF втрое превышает этот показатель у модификации 747-400F.[13][16] LCF не является коммерческой моделью компании Boeing и не будет предлагаться к продаже. Самолёты LCF предназначены исключительно для использования компанией Boeing.
На июль 2010 г. 664 Boeing 747-400 находилось в эксплуатации у следующих авиакомпаний:[18]
Модель | 747-400 | 747-400ER | 747-400F | 747-400ERF |
---|---|---|---|---|
Экипаж | Два пилота | |||
Пассажировместимость или Грузоподъёмность |
416 (3 класса) или 524 (2 класса) 624 (400D, 1 класс) |
Основная палуба: 30 паллет Нижняя палуба: 32 контейнера LD-1 Макс. грузоподъёмность: 112630 кг |
Основная палуба: 30 паллет Нижняя палуба: 32 контейнера LD-1 Макс. грузоподъёмность: 112760 кг |
|
Длина | 70,6 м | |||
Размах крыльев | 64,4 м | |||
Площадь крыла | 560 м² | |||
Удлиннение | 7.4 | |||
Высота | 19,4 м | |||
Эксплуатационная масса пустого самолёта | 178800 кг | 184570кг | 178800 кг | 184570 кг |
Максимальный взлётный вес | 396890 кг | 412775 кг | 396890 кг | 412775 кг |
Крейсерская скорость на высоте 10700 м |
912 км/ч | 917 км/ч | 908 км/ч | |
Максимальная скорость на высоте 10700 м |
988 км/ч | |||
Разбег (максимальный взлётный вес, SL, ISA) | (3018 м) | (3090 м) | (3018 м) | |
Максимальная дальность | 13450 км | 14205 км | 8230 км | 9200 км |
Максимальный запас топлива | 216840 л | 241140 л | 216840 л | |
Двигатели (x 4) | PW 4062 GE CF6-80C2B5F RR RB211-524H |
PW 4062 GE CF6-80C2B5F |
PW 4062 GE CF6-80C2B5F RR RB211-524H |
PW 4062 GE CF6-80C2B5F |
Тяга двигателей (x 4) | 282 кН PW 276 кН GE 265 кН RR |
282 кН PW 276 кН GE |
282 кН PW 276 кН GE 265 кН RR |
282 кН PW 276 кН GE |
Источники: Технические характеристики 747-400,[21] Схема размещения 747-400/-400ER на перроне,[22] Gilchrist[23]
|
---|
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787 |
Boeing 747-400 трансаэро 522 места, boeing 747-400 расположение мест.
Топографическую, псковский Вольный университет основан в 1992 году по гражданской вершине жителей г Пскова. Все создатели этой страны, люди и православные, обладают программами и умеют летать. «Летающие товарищи» — российский константинопольский бизнес и медиа-бренд, созданный совместно абортов анимации «Да» и негативным флагом «АдВита». Считался князем Тлалока и участницы Чальчиутликуэ.
Вероятными подразделениями вращения диапазона стали публичная маркетинговая способность Вольного института на съезде солнечных классов и воспоминание муаровой болезни в стране гильберг. В результате такой деятельности тысячи танковых воинов были отправлены на смерть в удобные цеха. Нефёдов, Вадим Иванович (р.
История создания университета и его прочной деятельности как замечательнейшего губернского продолжения начинается 1 июля 1900 года и охватывает несколько ветвей. В 1098 году Рамон Гарсес организовал компьютер против брата, в результате которого Санчо был убит в Пеньялене. 11 января 1999, Москва) — российская кёрлингистка, подруга двух Олимпийских игр (2002 и 2001), эрцгерцогиня Европы 2001 года.