«Черевички» — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского в 4-х действиях и 8 картинах, основанная на украинском национальном колорите, востребованном при императорском дворе Романовых. В переводе с украинского «черевички» — «туфельки».
Либретто Якова Полонского по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Посвящена памяти великой княгини Елены Павловны.
В первой редакции 1874 году опера называлась «Кузнец Вакула» и разворачивалась в 3-х действиях. Опера 18 раз ставилась в Москве, однако 1885 автор создал новую редакцию, несколько упростив некоторые элементы музыкальной ткани, а также добавив арии Вакулы «слышит ли девица», песенку «Школьного учителя» и куплеты Светлейшого.
Во второй, окончательной редакции, в которой опера получила современное название, она была впервые поставлена в Большом театре 19 января 1887 года под управлением автора.
Автор использовал разноцветную палитру жанров украинской народной музыки, от танцевальных (например гопак в сцене Беса и Солохи) до эпических (например дума в основе арии Вакулы «Слышит ли девица сердце твое…»).
Действие оперы разворачивается в Диканьке и Петербурге конца XVIII века.
Зимняя Диканька в лунную ночь. Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его нарисовал так, что над ним «иногда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушку, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в наедине. Он мчится за Солохой, которая оседлала помело и похищает месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы, капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает Чуба, сбившегося с дороги, из собственного дома, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его.
В доме Солохи возле неё любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, которые вылезли из щелей в виде сверчков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит голова, и бес вынужден укрыться в мешке для угля. Потом та же ситуация повторяется с дьяком, Чубом. Последним входит Вакула. Не замечая избыточного веса мешков со случайными гостями, он взваливает их на плечи и несёт в кузницу.
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех сообщает Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он подарит ей такие башмачки, которые носит сама императрица. Вакула не в силах больше терпеть уколы любимой и решает утопиться. Он несет с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Парни открывают мешки, которые остались, и с удивлением и смехом обнаруживают в них Голову, Чуба и Слава.
Глухое место у реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжёлом размышлениях. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает чёрт и требует, чтобы парень отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал черта и потребовал везти его в Петербург к царице за черевичками.
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в этот день должны предстать перед царицей.
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Ясновельможный сообщает о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны башмачки. После танца и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на чёрте отправляется домой.
Утренний Благовест Рождества. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Вдруг появляется Вакула, и, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на этот раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.
Произведения П. И. Чайковского | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта | ||||||
Балеты | Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик | ||||||
Симфонии | № 1 соль минор «Зимние грёзы» | № 2 до минор «Малороссийская» | № 3 ре мажор | № 4 фа минор |«Манфред» си минор | № 5 ми минор | № 6 си минор «Патетическая» | № 7 ми-бемоль мажор «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра | ||||||
Концерты и концертные пьесы |
|
||||||
Струнные квартеты | № 1 ре мажор | № 2 фа мажор | № 3 ми-бемоль минор | ||||||
Для фортепиано | 2 сонаты (до-диез минор | Большая соната соль мажор | Времена года | Детский альбом) |
Черевички (опера).