Фра́нко Кёльнский (Franco de Colonia; также Франко Тевтонец, Franco Teutonicus) (расцвет творческой деятельности около 1280 г.) — немецкий теоретик музыки, один из ведущих учёных периода Ars antiqua, автор трактата «Техника мензуральной музыки» (Ars cantus mensurabilis)[1]. С большой вероятностью, деятельность Франко связана с Парижским университетом.
Основная заслуга Франко — кодификация ритмики многоголосной музыки и её записи в системе мензуральной нотации. Как и Гарландия, Франко описывал типовые ритмические модусы, сократив их число до пяти[2]. Главное достижение в теории ритма у Франко — гениальное наблюдение о том, что различные графемы не подчиняются правилам комбинаций и могут означать контекстно независимые ритмические длительности (в системе модальной нотации реальные длительности вычислялись только с помощью контекста, т.наз. «лигатур»). При том, что описываемая в трактате система в целом укладывается в рамки перфектной (трёхдольной) мензуры, а расшифровка реальных длительностей формально подаётся как контекстно зависимая, Франко описывает такое количество «исключительных» ситуаций (паузы, приводящие к переходу из одного модуса в другой; плики[3], разбивающие стабильные ритмические формулы на мелкие длительности и т.д.), что от стопной метрики модусов в сущности не остаётся ничего:
Заметь, что все модусы могут проходить в рамках одного-единственного дисканта, ибо благодаря перфекции [т.е. трёхдольности, общей для всех модусов] все модусы сводятся к одному. И не нужно непременно пытаться привязать к такому дисканту модус. Если угодно, о нем можно сказать, что он принадлежит к тому, который встречается чаще других[4].
Франко описал технику композиции в жанрах многоголосной музыки Ars antiqua; в его трактате (с различной степенью подробности) рассматриваются органум, дискант, кондукт, гокет, копула[5], причём инструктивные тексты снабжены многочисленными нотными примерами. В учении о гармонии Франко, как и Гарландия, поместил обе терции в разряд консонансов, а обе сексты в разряд диссонансов. При этом Франко сделал важное примечание, что консонанс следует располагать в начале перфекции (при условной экстраполяции на позднейшую тактовую метрику, можно сказать, в начале такта).
Учение Франко Кёльнского оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыкальной науки позднего Средневековья и Возрождения. Изложения (часто модифицированные) трактата, сокращённые и расширенные его переложения продолжали писать до конца XV века. Среди почитателей учения Франко Маркетто Падуанский, Якоб Льежский, Симон Тунстед, Джон Хотби, ряд анонимных авторов с конца XIII вплоть до XV веков.
Франко Кёльнский.