Трон в крови | |
蜘蛛巣城 | |
Постер фильма | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
108 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0050613 |
«Трон в крови» (яп. 蜘蛛巣城 кумоносу дзё: , дословный перевод — «Замок паучьего логова», 1957) — чёрно-белый японский художественный фильм режиссёра Акиры Куросава, историко-философская драма по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира. События пьесы перенесены в средневековую Японию.
Содержание |
Сильный воин здесь стал из-за женщины слаб… |
Фильм повествует о честолюбивом воине и самурае Васидзу Такэтоки, который, побуждаемый своей женой, коварной женщиной, идёт на всё, чтобы сбылось пророчество ведьмы о том, что он займёт место своего сюзерена в замке и станет править. Действие картины происходит в Японии во время непрекращающейся гражданской войны в период Сэнгоку, длившийся с середины XV века по начало XVII. Как и у английского классика, герои картины в финале получают возмездие за свои деяния. Жена Васидзу Такэтоки сходит с ума, а сам он гибнет от града стрел, выпущенных его же воинами.
Актёр | Персонаж | Параллель в «Макбете» |
---|---|---|
Тосиро Мифунэ | Васидзу | Макбет |
Исудзу Ямада | Асадзи | леди Макбет |
Минору Тиаки | Мики | Банко |
Тиэко Нанива | лесной дух | три ведьмы |
Хироси Татикава | князь Цудзуки | король Дункан |
Акира Кубо | Ёситэру | Флинс |
Такамару Сасаки | Кунихару | Малькольм и/или Дональбейн |
Такаси Симура | Нориясу | Макдуфф |
Сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии Шекспира. Однако следует отметить, что при этом главный герой Васидзу Такэтоки (исполняемый Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада), наоборот, вызывает более негативные эмоции, чем Леди Макбет.
Художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием японской театральной традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актёрской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямада изучить фотографии масок театра Но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актёры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.
Григорий Козинцев, режиссёр:
…Я видел «Макбета», где не было стихов, Шотландии; вместо ведьм лишь один старичок разматывал вечную нить, однако, на мой взгляд, «Окровавленный трон» японского режиссера Акиры Куросавы, снятый в 1957 году, — лучший шекспировский фильм. Случилось так, что пластика образа феодальной Японии: крепости-загоны, сбитые из огромных бревен, воинственный ритуал самураев, их доспехи с значками-флагами, заткнутыми за спины, кровавые поединки, подобные танцу, — все это оказалось близким трагической поэзии шекспировских образов. И, разумеется, прежде всего следует говорить о том, что наполнило жизненной силой пластические образы: о силе страсти японских исполнителей, неведомой европейскому театру и кино. Неподвижную маску — лицо Тоширо Мифуне с бешеными раскосыми глазами — забыть, хотя бы раз посмотрев фильм, уже невозможно. В игре актеров не было внешней жизнеподобности, но напряжение мысли и чувств одухотворяло условность. Внутренняя жизнь людей была не только подлинной, но и по-шекспировски мощной…— Г.Козинцев. Наш современник Вильям Шекспир (1966)
Фильмы Акиры Куросавы | |
---|---|
1940-е | Конь • Гений дзюдо • Самые красивые • Идущие по хвосту тигра • Гений дзюдо II • Творящие завтрашний день • Без сожалений о нашей юности • Одно прекрасное воскресенье • Пьяный ангел • Тихий поединок • Бездомный пёс |
1950-е | Скандал • Расёмон • Идиот • Жить • Семь самураев • Я живу в страхе • Трон в крови • На дне • Три негодяя в скрытой крепости |
1960-е | Плохие спят спокойно • Телохранитель • Отважный самурай • Рай и ад • Красная борода |
1970-е | Под стук трамвайных колёс • Дерсу Узала |
1980-е | Тень воина • Ран |
1990-е | Сны • Августовская рапсодия • Ещё нет |
Трон в крови.