Тарас Бульба | |
Тарас Бульба | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета | |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Последующие редакции | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Тара́с Бу́льба» — балет Василия Соловьёва-Седого в трёх актах. Либретто Семёна Каплана по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя[1].
Содержание |
В 1939 году Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова заказал тогда уже довольно известному композитору Василию Соловьёву-Седому музыку к балету "Тарас Бульба" по либретто солиста балета театра Семёна Каплана. Предполагалось, что ставить спектакль будет Ростислав Захаров — проверенный интерпретатор литературных произведений в балетном жанре. С ним и консультировались и копозитор, и художник-постановщик Вадим Рындин. Но в январе 1940 года кандидатура Захарова отпала (он поставил этот балет в Большом театре несколькими месяцами позже) и 2 февраля дирекция театра заключила договор на постановку с Фёдором Лопуховым.
Лишь 13 сентября 1940 года Лопухов получил клавир балета, но, как пишет его биограф "с некоторыми белыми пятнами"[2]. Завершала работу над музыкой и оркестровку группа музыкантов во главе с Р. И. Мервольфом (отметим, что и в Москве, где балет ставился параллельно, оркестровку осуществил Дмитрий Рогаль-Левицкий).
Постановка Лопухова, как и постановка Захарова имели успех не смотря на маловыразительное либретто. Каждый из балетов украсили яркие и талантливые исполнители. Но Великая Отечественная война нарушила все планы, Большой театра и ЛГАТОБ были эвакуированы, в их репертуаре остались лишь классические хиты.
Много лет спустя Соловьёв-Седой вернулся к этому балету, он заново пересмотрел партитуру, изменив вместе с либреттистом не только отдельные сцены, но и драматургию балета в целом — возник новый спектакль с более героическим звучанием, созвучный после победному энтузиазму. В постановке Бориса Фенстера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова балет долгие годы не сходил со сцены.
Премьера прошла 12 декабря 1940 года
Балетмейстер-постановщик Фёдор Лопухов, режиссёр И. Ковтунов, художник-постановщик Вадим Рындин, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской
Новая редакция 23 июня 1955 года
В четырёх актах 10 картинах, балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, консультант по нар. танцам Б. В. Степаненко, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Павел Фельдт
Возобновление 21 декабря 1962 года
Балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Виктор Широков
Новая постановка в четырёх актах, оркестровка Дмитрия Рогаль-Левицкого, либретто Каплана в редакции Ростислава Захарова, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Анатолий Петрицкий, дирижёр-постановщик Юрий Файер
Спектакль прошёл 4 раза, последнее представление 15 апреля 1941 года
Ни одна из постановок не сохранилась, хореография их утрачена, но до сих пор жив один номер — "Гопак" (вариация Андрия) в постановке Ростислава Захарова. Это один из популярнейших концертных номеров, его включают в свой репертуар самые техничные и темпераментные танцовщики: Георгий Фарманянц, Шамиль Ягудин, Вадим Писарев, Геннадий Савельев, Денис Медведев, Антон Корсаков и другие.
Тарас Бульба (балет).