Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Содержание |
В Российской империи (Северо-восточной России) семинарии (архиерейские школы) начали учреждаться в начале XVIII века, обычно при архиерейских домах; были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства и не имели первоначально целью подготовку обязательно священнослужителей, ввиду определённой нехватки мест для клириков.
В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде[1], мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине). Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.
По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем.
Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.
В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.
До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт; впоследствии (в конце XIX) лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты.
Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.
К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.
Согласно данным, приведённым патриархом Алексием II на Епархиальном собрании города Москвы 24 декабря 2007[2], в Русской православной церкви (без учёта РПЦЗ) было 38 духовных семинарий.
В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священнным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года[3] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова).
По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ начинается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России[4].
В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым[5]:
Все действующие Семинарии РПЦ в течение ближайших лет (начиная с 2010 года) должны будут сформировать Бакалавриат — программу обучения в соответствии с государственным стандартом по специальности «Теология» (031900), и получить государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования. И по окончании семинарий выпускники должны будут получать диплом государственного образца со степенью «Бакалавр богословия».
Некоторые семинарии РПЦ уже к 2010 году получили государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) и сформировали программу соответствующую государственным стандартам, как например: Смоленская православная духовная семинария[6], получившая лицензию в 2009 году[7].
Существует большое количество евангельских церквей. Основной упор в евангельских семинариях делается на тщательное изучение Библии — книг Ветхого и Нового Заветов, прививаются навыки душепопечения, активного миссионерства и служения обществу.
Некоторые семинарии евангельских христиан
Пичугин, П. В. Духовные семинарии и их библиотеки в развитии отечественного образования // Социология социальной сферы. Материалы Всерос. социологического конгресса: тез. докладов и выступлений 22 октября 2008 г. / под. ред. академика РАН В. И. Жукова. — М., 2009. — С. 147—151. Пичугин, П. В. Духовные семинарии и их библиотеки в истории отечественного просвещения (XVIII в.) // Ученые записки / РГСУ. — 2009. — № 2. — С. 237—240. Пичугин, П. В. Из истории библиотеки Перервинской духовной семинарии. XVIII век. // Библиотека в контексте истории : материалы 8-й международной науч. конф., Москва, 5 — 6 октября 2009 г. / [сост. М. Я. Дворкина]. — М. : Пашков дом, 2009. — С. 73 — 79. Пичугин, П. В. История библиотеки духовной семинарии в Рязани (XVIII век) // Библиотековедение. — 2010. — № 2. — С. 100—104. Пичугин, П. В. Просветительская деятельность митрополита Московского Платона (Левшина) // Румянцевские чтения — 2010. Ч. 2. : материалы международ. науч. конф. (20 — 22 апреля 2010 г.) : [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка; [сост. М. Е. Ермакова]. — М.: Пашков дом, 2010. — С. 53 — 58.
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Семинарии.