Секве́нция (позднелат. sequentia — последование, от sequens следующий), текстомузыкальная форма и жанр в богослужебном обиходе католической церкви (см. Григорианский хорал). Входит в состав проприя мессы. Текст секвенции латинский, свободно сочинённый (см. Гимнография). Ранние секвенции (например, у Ноткера Заики) писались ритмической прозой (отсюда их другое историческое название — «прозы»), с XII в. пишутся как обычные стихотворные строфы силлабо-тоникой. По содержанию, как правило, представляет собой парафразу какой-либо темы («сюжета») Священного Писания. Способ распева текста силлабический, с минимальными невматическими распевами в каденциях.
Для строфической секвенции (количество строф твёрдо не установлено, может достигать 20 и более) характерны трёхстрочные строфы («терцеты»). Каждый из трёх стихов строфы распевается на собственную музыку. В следующей строфе музыка точно повторяется; двойное повторение отделов музыкальной формы придаёт целому вид структуры высшего порядка, состоящей из текстомузыкальных «метастроф». Стандартная схема корреляции музыки и текста в строфической секвенции:
строфа 1 | строфа 2 | строфа 3 | строфа 4 | строфа 5 | строфа 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
стихи: | a1 a2 a3 | b1 b2 b3 | c1 c2 c3 | d1 d2 d3 | e1 e2 e3 | f1 f2 f3 | … |
музыка: |
|
|
|
|
|
|
… |
Традиционная наука связывает происхождение секвенции с подтекстовкой и расширением юбиляционной части аллилуйи в её репризе[1]. На формирование секвенции, возможно, оказал влияние переведённый в Санкт-Галлене в VIII—IX веках византийский акафист. Среди первых известных авторов секвенций аббат Санкт-Галленского монастыря Ноткер Заика (IX в.), Фульберт Шартрский (расцвет ок. 1000 г.), Герман Расслабленный (Hermannus Contractus, ум. 1054), Адам Сен-Викторский (ум. в 1177). Многие секвенции анонимны, как, например, «Rex caeli Domine», которая неоднократно встречается в музыкальных трактатах каролингских авторов, в том числе для иллюстрации одного из видов органума (в трактате «Musica enchiriadis», 2-й половины IX в.). В XIII в. была написана (для особой, заупокойной, мессы), пожалуй, самая известная секвенция Dies irae.
Католическая церковь, всегда строго регламентировавшая использование гимнографических текстов в богослужении, на Тридентском соборе ограничила количество секвенций четырьмя (до официальной регламентации количество текстов достигало 5000[2]; мелодий было значительно меньше вследствие широкого применения контрафактуры), к числу которых в 1727 была добавлена ещё одна — Stabat mater. Все они, кроме «Victimae paschali», относятся к строфическим. Список «классических» католических секвенций (расположены в примерном хронологическом порядке):
Многие поэтические тексты секвенций опубликованы в фундаментальной серии «Analecta hymnica medii aevi» (AH 7-10, 34, 37, 39-40, 42, 44, 53-55); мелодии секвенций в большинстве своём до сих пор не опубликованы.
Секвенции создавались не только на латыни, но и по-французски. Наиболее ранним французским образцом этого жанра является «Секвенция о святой Евлалии» (IX век).
Секвенция (жанр).