«Святой Пётр» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Яхта |
Тип парусного вооружения | Одномачтовый корабль |
Порт приписки | Архангельск |
Изготовитель | верфь в Архангельске |
Корабельный мастер | П.Бас и Г. Янсен |
Спущен на воду | 1693 |
Введен в эксплуатацию | 1693 |
Выведен из состава флота | 1723 по ветхости |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 17,28 м |
Двигатели | Паруса |
Вооружение | |
Общее число орудий | 12х3-фунтовых пушек |
Святой Пётр — первая морская яхта молодого царя Петра I.
Была построена в Архангельске по царскому указу весной 1693 года. Строителями яхты были голландские корабельные мастера П. Бас и Г. Янсен, а её украшения изготовил «резного дела мастер» Ф. Иевлев.
Небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами голландского образца, вооружение составляло двенадцатью 3-фунтовые пушки. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море.
На яхте был впервые поднят российский судовой штандарт. Флаг царя Московского, являясь национальной реликвией, представляет собой старейший из сохранившихся российских триколоров и хранится в Центральном Военно-Морском музее Санкт-Петербурга.
Петр I первый раз вышел в море на «Святом Петре» 6 августа 1693 году во время посещения им Архангельска. Молодой царь сопровождал уходившие Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск, из которого, опять на яхте «Святой Петр», совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан.
Яхта стала первым в Архангельске музейным объектом. Указом 1723 года предписывалось «ежели той яхты хотя остатки найдутся, то оные извольте в удобном месте поставить и приказать беречь». В конце 20-х годов XVIII века был сделан осмотр яхты для возможного дальнейшего использования, но корпус буквально рассыпался, что отправлять её в море было просто опасно. По указу архангельское начальство не решалось разобрать шхуну и в итоге корабль без должного ухода развалился сам собой, к 1730 году.
Беломорская флотилия Российского императорского флота | |
---|---|
Фрегаты | |
Пароходы |
«Лёгкий» • «Спешный» • «Полезный» • «Смирный» • «Полезный» • «Самоед» |
Бриги | |
Шлюпы | |
Шхуны |
№ 1 • № 2 • «Новая Земля» • «Шпицберген» • «Полярная Звезда» • «Задорная» • «Ломоносов» • «Полярная Звезда» • «Самоед» |
Яхты |
«Святой Пётр» |
Святой пётр фото, святой пётр и святой павел, святой пётр московский.
19-я механизированная бригада (1-го формирования), Файл:Chateau Frontenac.JPG, Смирния.