Оберон (Хроники Амбера)

Персонаж цикла «Хроники Амбера»
Роджер Желязны
Оберон
Пол Мужской
Принадлежность Амбер
Происхождение Сын Дворкина и Единорога
Титул Король Амбера
Посвящение Огненный путь
Цвет волос Чёрные с проседью
Цвета одежды Зелёный, золотой
Символы Пятиконечная корона Амбера

Оберон (англ. Oberon) — первый король Амбера, один из ключевых персонажей романов Роджера Желязны из серии «Хроники Амбера». В своём обычном обличии (как изображён на карте) Оберон высок, широкоплеч, носит густую чёрную с сединой бороду, такие же чёрные с проседью волосы, одевается в зелёные с золотом одежды, носит зелёные кольца в золотой оправе и зеленоватую шпагу [1]. Образ Оберона прописан так, как он представляется главному герою, его сыну Корвину, от чьего имени идёт повествование в первых пяти книгах.

В первых книгах этой серии («Девять принцев Амбера», «Ружья Авалона») Корвин плохо знает и побаивается своего могущественного отца. Оберон был скрытен и редко вспоминал о детях. Его заботы о потомстве сводились к тому, чтобы обеспечить их достойное воспитание, которое он перепоручал своим подданным, делать им дорогие подарки и склонить к тому, чтобы каждый выбрал для себя одно из Отражений, в котором мог бы править как суверен. У Корвина сложилось впечатление, что Оберон боялся, как бы дети не узнали о нём то, что даст им возможность взять над ним верх и лишить трона в Амбере [2]. Двое его старших сыновей, Озрик и Финндо, погибли как герои, защищая Амбер, но Корвин и его братья подозревали, что на самом деле Озрик и Финндо составили заговор против отца и были им устранены[3].

Корвин не знал даже, где и когда родился его отец, кто его родители и кто правил в Амбере до него. Причиной этого могли быть как отсутствие в Амбере истории и мифологии, так и невнимание самого Корвина к гуманитарным наукам (он получил преимущественно естественнонаучное образование и, по собственному мнению, был прагматиком). Зато он знал, что Оберон не только занимает высший пост в государстве. Его могущество таково, что в глазах своих детей, включая Фиону и Бренда, лучших учеников волшебника Дворкина, он представляется колдуном, который имеет невероятную власть над самими пространством и временем. Когда ему понадобился Корвин, он сделал так, что куда бы тот ни направлялся, он пришёл к нему[4]. Чтобы вырвать из рук Бренда Судный камень, Оберон устроил петлю времени, в которой Корвин получил механическую руку, помимо своей воли передал её брату Бенедикту, а тот применил руку в схватке с Брендом, когда был им парализован, и только механическая рука могла действовать («Рука Оберона»).

Позже Корвин узнал, что отцом Оберона был Дворкин, который оказался, таким образом, не только его наставником и мятежным лордом Хаоса, но и его дедом. Матерью же Оберона оказалось ещё более таинственное существо, которое Корвин прежде считал всего лишь священным животным, — Единорог. Сам Оберон создал себе королевство, Амбер, в Отражении, ближайшем к Подлинному Лабиринту, созданному в свою очередь его отцом, Дворкином. К тому же король склонял своих детей к правлению суверенными Отражениями, и Корвин действительно пытался стать правителем в Авалоне, но потерпел неудачу. Когда Лабиринт был испорчен Брендом, Оберон для его исправления и спасения Амбера от врагов пожертвовал своей жизнью. По его просьбе, король Амбера был похоронен вблизи от места своего рождения — Хаоса. Поскольку Корвин отрёкся от престола, преемником Оберона и следующим королём Амбера стал Рэндом согласно выбору Единорога.

В образе Оберона отражаются представления об одноимённых героях средневековой литературы (см. Оберон) и комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», а также богах, которые жертвуют жизнью для сохранения и исправления существующего миропорядка, либо являются предвестниками апокалипсиса (например, см. Иисус Христос). С другой стороны, согласно «Хроникам Амбера», события в нём отражаются в мифологии всех Отражений, в том числе на Земле[5].

Оберон Желязны в литературе и компьютерных играх

Джон Грегори Бетанкур посвятил приключениям молодого Оберона роман «Правь Амбером» («To Rule in Amber», 2004; перевод О. Степашкиной). Это третья книга из серии приквелов Бетанкура к желязновским «Хроникам Амбера». Названия остальных приквелов: «Заря Амбера» («Roger Zelazny`s The Dawn of Amber», 2002; перевод О. Степашкиной), «Хаос и Амбер» («Roger Zelazny`s Chaos and Amber», 2003), «Shadows of Amber» (2005), «Sword of Chaos» (2007).

По мотивам «Хроник Амбера» Константин Мзареулов написал сиквел «Хроники Фауста», в котором также упоминается Оберон.

Дети Оберона действуют в «Книге теней»[6] и других романах цикла «Арканмирр» Иторра Кайла, а высказывания Оберона из книг Желязны используются в качестве эпиграфа[7].

Из всех героев Желязны энциклопедия «Кругосвет» в связи с «Хрониками Амбера» упоминает только Оберона [8].

По мотивам первых книг существует несколько компьютерных игр:

  • Nine Princes in Amber (1985 г.) «Tellarium»
  • Хроники Амбера: Девять принцев Амбера (1998 г.) «Сатурн Плюс»

Примечания

  1. Девять принцев Амбера, гл. 8.
  2. Ружья Авалона, гл.4.
  3. Знак Единорога, гл. 3, 10.
  4. Владения Хаоса, гл.2.
  5. Владения Хаоса, гл. 5, 6.
  6. Иторр Кайл. Книга теней (фрагмент).
  7. Иторр Кайл. Игра Арканмирра (фрагмент).
  8. Культура и Образование: Литература. ФЭНТЕЗИ.

Оберон (Хроники Амбера).

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71