Пауль Лени (нем. Paul Leni 8 июля 1885, Штутгарт — 2 сентября 1929, Лос-Анджелес) – немецкий художник-оформитель, художник-декоратор и режиссер, оказавший значительное влияние на экспрессионизм в кино.
Пауль Лени родился 8 июля 1885 года в Штутгарте. Посещал гимназию, затем учился на рисовальщика в художественной слесарной мастерской. В 15 лет переехал в Берлин, работал рисовальщиком моды, в течение трех семестров посещал Академию изобразительных искусств. Был художником-оформителем и художником-декоратором в городском театре им. Фридриха Вильгельма и в Берлинском театре, в том числе для Макса Рейнхардта.
С 1914 года работал в кино, сначала художником-декоратором, а с 1916 года – режиссером. Первый фильм «Полевой врач» представлял собой патриотическую пропаганду. В последующих работах Лени уделял большое внимание стилистике кадра. Он также часто выступал в качестве сорежиссера, ответственного за оформление сцены, например, в фильме «Черный ход», в котором происходило смешение реалистического и экспрессионистского стилей. Наибольшего успеха добился его фильм «Кабинет восковых фигур», ставший одним из наглядных образцов экспрессионистского кино.
С 1921 по 1923 год Лени был руководителем экспрессионистского кабаре «Гондола». С 1923 по 1924 год инсценировал пантомимические прологи для кинопремьер. В 1926 году оформил обложку знаменитой книги «Экспрессионизм и кино» Рудольфа Куртца.
После успеха фильма «Кабинет восковых фигур» в марте 1926 года Лени уехал в Голливуд, где с успехом продолжил совершенствовать свой стиль, сняв четыре фильма ужасов.
Пауль Лени скончался 2 сентября 1929 года в Голливуде во время подготовки к работе над своим первым звуковым фильмом.
Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984
Лени, Пауль.