Андрей Кураев | |||
Андрей Вячеславович Кураев |
|||
Дата рождения: |
15 февраля 1963 (52 года) |
||
---|---|---|---|
Место рождения: | |||
Страна: | |||
Научная сфера: |
религиозная философия, этика, религиоведение, православное богословие |
||
Место работы: |
Московская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МГУ им. М. В. Ломоносова, РПУ имени Иоанна Богослова (1993—1996) |
||
Учёная степень: | |||
Учёное звание: | |||
Альма-матер: |
МГУ им. М. В. Ломоносова, Московская духовная академия, Бухарестский богословский институт (рум.) |
||
Научный руководитель: | |||
Известен как: |
философ, богослов, общественный деятель, публицист, писатель |
||
Награды и премии |
|
||
Сайт: |
Страница в Живом Журнале |
Запись голоса А. Кураева | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (род. 15 февраля 1963, Москва, СССР) — российский религиозный и общественный деятель, протодиакон Русской Православной Церкви; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ[3][4] (до 2014 года[5]); писатель, богослов, философ[6], специалист в области христианской философии[6], публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры[7]. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве. С 2004 по 2013 год — профессор Московской духовной академии.
Творчество и деятельность Андрея Кураева вызывают различные оценки: от наград за миссионерскую деятельность и усилия в деле единения, солидарности и терпимости[8] до обвинения в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов[9] и отрицательных оценок со стороны представителей как православия, так и других христианских конфессий.
Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 1979 году, 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма[10].
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году окончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова[6], поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не окончил её.
В 1985 году стал секретарём в Московской духовной академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало: до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке. Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт, где профессиональные атеисты были легко побиты «каким-то семинаристом». По результатам диспута Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь[11].
В 1988-1990 годах учился на факультете православного богословия Бухарестского университета (рум.). 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста (рум.) был рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА.[6] В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова.[3]
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук[6][12][13]. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии.[6] В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
В 1995 году участвовал, вместе с группой других интеллектуалов (С. Чернышов, А. Белоусов, В. Л. Глазычев, С. Е. Кургинян, В. Л. Махнач, В. Радаев, Ш. Султанов и др.), в сборнике «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания»[14].
С 1996 года — профессор Свято-Тихоновского православного богословского института.[6] С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы — Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ[15].
Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — в храме Архангела Михаила в Тропарёве.
5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодёжью[16].
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии[17] и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви[18].
По задумке режиссёра Валерия Отставных, религиоведа, сотрудника Миссионерского отдела Тульской епархии, на областной православной видеостудии «Свет» был снят документальный фильм под названием «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева» повествующий, в соответствии со своим названием, о 48 часах из миссионерской жизни в поездке в Тулу[19]. В основу фильма были положены впечатления съёмочной группы, а также откровенный рассказ героя фильма о себе самом, своей жизни, своём будущем. По словам Отставных, мысль создать подобную киноленту возникла от желания показать образ современного миссионера, живущего в ХХI веке. Также режиссёр фильма отметил, что
«для кого-то эта исповедь окажется неожиданной и позволит увидеть отца Андрея по-новому»— Елена Шулепова. В Туле снят документальный фильм об известном православном миссионере Андрее Кураеве. Опубликовано на сайте «Российской Газеты» 9 ноября 2009 г.
Съёмки проходили 13—14 ноября 2007 года. Из-за технического монтажа работа над фильмом закончилась лишь через 1,5 года. Кинопоказ прошёл 11 ноября 2009 года в 10.00 в Белом Зале Дома кино в рамках кинофестиваля «Радонеж»[20].
Решением заседания учёного совета Московской Духовной Академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Духовной Академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере[21][22]. Сам Кураев возмущён увольнением и связывает его со своими записями в «Живом Журнале» о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot[23].
В октябре 2014 года на портале «Сноб» и в блогосфере появилась информация о тяжёлой болезни Кураева, опубликованная ещё в ряде источников[24]. Однако Кураев опроверг информацию о своей болезни[25].
15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.
В 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года».[26].
В 2006 году награждён Орденом Российского клуба православных меценатов «За благодеяние» в номинации: «За православное просвещение» за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости"[8].
В 2006 году награждён Польской католической церковью медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ»[27].
30 января 2007 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «За заслуги перед Украинской Православной Церковью и во внимание к многолетним миссионерско-просветительским трудам, направленным на проповедь Православия и противостояния расколам и сектам» награждён орденом Нестора летописца III степени[28].
12 августа 2008 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награждён орденом Украинской Православной Церкви «1020 лет Крещения Киевской Руси».
В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года»[29].
27 марта 2009 года награждён орденом «Миротворец» (общественная награда)[30].
Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.
26 февраля 2013 года награждён аттестатом почётного профессора Славянского университета Республики Молдова.[31]
Андрей Кураев считает, что активное миссионерство жизненно необходимо[32], и известен, в первую очередь, благодаря своей широкой миссионерской деятельности, такой как:
29 июня 2009 года Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протодиакон Андрей Кураев назначен секретарем Редакционного Совета и председателем Редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы[33][34][35]. В 2010 г. в рамках апробации предмета «Основы религиозных культур и светской этики» преподавание модуля «Основы православной культуры» было организованно по учебнику, написанному А. В. Кураевым.
Проводил занятия со студентами философского факультета МГУ[36]. С 31 августа 2014 года «в связи с истечением срока избрания по конкурсу (желания участвовать в конкурсе на замещение должности научно-педагогического работника он не изъявил)» официально уволен из Московской духовной академии, тогда же прекращены лекции в Московском государственном университете[37][38][39]. Декан философского факультета МГУ В. В. Миронов утверждает, что Кураев как внештатник должен каждый год в июне писать заявление, чтобы приняли на ставку. По мнению Миронова, Кураев может предложить те или иные курсы, которые будут рассмотрены. Однако отмечено, что идёт оптимизация учебного процесса, поэтому возможно отсутствие ставки[40][41].
Публичные заявления Андрея Кураева нередко вызывают резонанс в обществе. Они отличаются достаточно острой критикой сложных и острых проблем современного мироустройства, межнациональных и межрелигиозных отношений в обществе, часто связаны с табуированными темами. Часто Кураев, по мнению оппонентов, переходит допустимую черту в своих публичных заявлениях, что иногда вызывает скандалы и негативную реакцию на его слова. Критика часто раздаётся с противоположных сторон, начиная от обвинений в антисемитизме из-за отношения к празднику Пурим и заканчивая обвинениями в ереси на страницах ультраправого издания «Русский Вестник»[42].
15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России «Клерикализм — угроза национальной безопасности России» (по поводу споров о Письме 10 академиков РАН)[43]. Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (Москва). Комментируя это заявление, Кураев высказался критически по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку[44].
Позднее Андрей Кураев в интервью корреспонденту газеты «День за днём» отвечая на вопросы об этом происшествии сказал следующее:
— Вам не кажется, что люди церкви подают очень мало сигналов, которые ассоциировались бы с Нагорной проповедью, с одной из главных заповедей христианства — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Когда вы говорите о любви, это один сигнал, когда посылаете на фиг Нафигуллу Аширова — другой, в чём-то противоположный первому.— Я думаю, это проблема информационного шума. Евангельские сигналы идут на одной частоте, и они одни и те же, поэтому люди зачастую теряют восприимчивость к ним. Евангелие — очень небольшая книжка, Нагорная проповедь — ещё меньше. Заметьте, вчера на лекции не было ни одного вопроса по Евангелию, люди спрашивают о каких-то периферийных вещах… Надо сказать ещё, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность: как святые банальности Евангелия проецировать на пёструю ткань современной жизни. Конечно, я стараюсь соотносить то, что я говорю и делаю, с Евангелием. Но Евангелие более сложно, чем толстовство. У Христа в руках мы видим меч, и апостолы носили мечи, и фарисеев Христос послал дальше, чем я — Нафигуллу.
— А зачем вы так с Нафигуллой? Понятно, что сказанное нашло отклик в сердцах…
— Более того, у меня был потрясающий случай: года два назад в Перми на одной конференции меня окружила группа людей в исламских одеждах, оказалось, что это верховные муфтии разных регионов России, и они мне сказали: «Мы с вами, а не с Нафигуллой Ашировым»[45].
В сентябре 2004 года А. Кураев написал статью в газете «Известия»[46] в которой хотя и признает, что «стратегическое планирование терактов, совершаемых от имени ислама, совершается в западном мире», но также прямо указывает на ответственность ислама в росте терроризма:
… телеинъекции на тему «У терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолеты и школы! С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так.Может быть, терроризм — это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя! И если власти Саудовской Аравии только в мае 2003 года были вынуждены отстранить от должностей 1710 человек из духовенства — значит, проблема не в одиночках. При таких масштабах террористическая проповедь — это болезнь уже всего исламского сообщества. И ещё одна причина ответственности всего мусульманского мира за своих подонков в том, что изряднейшая часть мусульманского мира считает террористов не подонками, а героями.
Мир ислама ответствен за исламский терроризм — хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность.
Эти доводы А. Кураев также повторил в ходе скандальной дискуссии[47], которую он вызвал своим комментарием[48] в «Живом Журнале» в апреле 2013 года по поводу Бостонского теракта:
«Мерзавцы, взорвавшие бомбы на финише „Бостонского марафона“, оказались (вот сюрприз-то!) мусульманами и дагестанцами. Братья Царнаевы (Джохар и Тамерлан). Борцы (как и Мирзаев). Интересно, сколько ещё нужно взрывчатки, чтобы снести шоры принудительной толерантности?»
В ответ на критику исламских духовных лидеров и мусульман А. Кураев снова повторил[49] свои аргументы:
У террористов нет религии? Но они несомненно и крепко верят в продолжение жизни после взрыва собственного тела. Они прославляют вполне определенного Бога (и это отнюдь не имя великого Вицли-Пуцли). А названия их организаций говорят о готовности воевать за ислам, а не за футбол. Их можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане. Насколько я помню, чтобы стать мусульманином, достаточно произнести формулу «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк Его». Неужели эту формулу отрицали террористы в Беслане или Бостоне? Неужели Коран они не считали откровением Всевышнего?
По сообщению некоторых СМИ, выступая с лекциями в Крыму в сентябре 2006 года, А. Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса (нелегального этнического парламента крымских татар), проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе[50][51].
В 2007 году, комментируя для НТВ прямую телевизионную трансляцию о схождении Благодатного огня, А. Кураев придерживался наиболее распространённого среди православных мнения о нём, говоря что это явление является подтверждением истинности Православия[52].
Однако в апреле 2008 года, высказывая свои впечатления по поводу встречи Иерусалимского Патриарха Феофила III с представителями российских СМИ, где Кураев и сам присутствовал, и несколько вольно передавая слова Феофила, Кураев обратил внимание на то, что своими крайне сдержанными высказываниями Феофил не дает оснований считать Благодатный огонь чудом и, по сути, утверждает его естественное происхождение:
Не менее откровенным был и его [патриарха Феофила] ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог.— kuraev.ru: Израильские впечатления, 17.04.2008
Цитата из перевода стенограммы встречи в материалах Интерфакса:
— Ваше Блаженство, Вы являетесь одним из реальных свидетелей величайшего чуда схождения Благодатного Огня. Непосредственно при этом присутствуете. Мне бы хотелось узнать, как это происходит, Ваше первое впечатление когда Вы стали свидетелем этого чуда? Что происходит с человеком? И сам этот процесс опишите, пожалуйста.— Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т. д.
Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие, как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять огонь от патриарха.
Теперь вторая часть вашего вопроса. Это, собственно, о нас. Это опыт (experience), который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает святое причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии святого огня. Это значит, что определенный опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии — священники, или миряне, или мирянки, — у каждого свой непередаваемый опыт.— Интерфакс-Религия: Беседа патриарха Иерусалимского Феофила III с представителями российских СМИ
Интерпретация Кураевым слов Патриарха Феофила вызвала отповедь со стороны главы паломнической делегации, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина: «Не знаю, каких терминов ожидал Кураев, но, на мой взгляд, никаких оснований для толкования высказывания Иерусалимского патриарха как высказывания, которое отрицает святость этого события, его непознаваемость, там нет. Это есть интерпретация конкретного человека». Якунин также высказал мнение, что священноначалию РПЦ следовало бы определить, «что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является, а что не очень позволительно и не очень правильно»[53]. Вскоре после этого «Русский репортер» опубликовал интервью с патриархом Феофилом за авторством Е.Рожаевой[54]. А.Кураев аргументированно объявил данное интервью фальшивкой и предположил в данном случае заказ Якунина[55][56].
По вопросу Благодатного огня Андрея Кураева поддержал клирик неканонической РПАЦ, относимой РПЦ к раскольническим церквям, Михаил Ардов[57][58][59].
На презентации книги «Перестройка в церковь» 10 апреля 2009 года Кураеву задали вопрос о Благодатном огне: «Хула на Духа Святого считается одним из главных грехов. Вы не боитесь?» Протодиакон Кураев ответил:
Я не боюсь, потому что я молчу. <…> Я жду голоса Церкви. Я не слышал официального Церковного вероучения и голоса Иерусалимских Патриархов. Свидетельства, рассказы паломников и церковное учительство — это не одно и то же. <…> Вот я и хочу разобраться. Здесь целый клубок очень серьёзных проблем, и поэтому я лучше помолчу[60]. |
17 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Патриарх Кирилл во время показа по телеканалу НТВ репортажа о сошествии Благодатного огня так прокомментировал это явление:
Сошествие Благодатного огня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня в Иерусалиме — знак Воскресения Христова, а принесение его в Россию приобщает верующих РПЦ к встрече величайшего христианского праздника на Святой земле…[61] |
В декабре 2014 года, упоминая в своем блоге о низложении Иерусалимского Патрираха Иринея I, предшественника Феофила III, А. Кураев написал:
Интересно, что когда в 2008 году я рассказал одному очень почитаемому русскому монаху о том, что новый патриарх Феофил по сути отрицает чудесный генезис благодатного огня, тот рассудил так: наверно, святейший Феофил прав. У него самого нет опыта благодатного огня — поэтому он о нем и не говорит. Возможно, так Господь дает нам знать, что низложение патриарха Иринея было все же неканоничным…[62] |
В статье «Только за Родину, но не за Сталина!»[63], опубликованной в журнале «Благодатный огонь» (№ 12, 2004), Кураев пространно цитировал тексты отлучительных грамот против греческих инсургентов, подписанные в конце марта 1821 года Вселенским Патриархом Григорием V, и указывал на то, что уже в конце того же века греки воспринимали его не как предателя, но как мученика[64]. Подобные мысли Кураев высказывал и ранее[65].
В заключение статьи Кураев заявлял:
Сегодня только ленивый не бросает камни в патриарха Сергия (Страгородского). Как он посмел, мол, пойти на сотрудничество с советской властью? … А что там-то, в Греции, происходило? Как другие православные народы жили полторы тысячи лет под мусульманами? В Египте, Антиохии, Палестине, Сербии, Болгарии — кто знает об этом их полуторатысячелетнем опыте церковной жизни в несвободе? Но именно об этом опыте вспомнил патриарх Сергий (Страгородский), когда Русская Церковь оказалась в рабстве. … патриарх Сергий кто угодно, но только не модернист. Человек светский тут мог бы сказать: «В Сергии продолжилась вековечная раболепная политика Православной Церкви по отношению к властям». Такой критик будет оспариваем в своей оценке, но он будет прав в фиксации факта: политика митрополита Сергия не модернова. … Православный человек не имеет права противопоставлять XX век предыдущим столетиям церковной истории, а патриарха Сергия — святому патриарху Григорию V.— Статья «Только за Родину, но не за Сталина!», опубликованная в журнале «Благодатный огонь», № 12, за 2004 год[64]
Статья вызвала критику со стороны некоторых людей, считающих себя православными; Кураев был обвинён историком и публицистом Николаем Селищевым в том, что он «оклеветал греческих православных новомучеников», а также во лжи и невежестве[66].
Николай Селищев критиковал ряд утверждений Кураева, вот две наиболее пространные цитаты, представленные в его статье:
Как ни странно, в Турецкой империи у патриарха было больше власти, чем в Византийской империи или чем в Московской Руси, потому что в Турецкой империи патриарху усвоялась вся власть над Церковью в духовных вопросах. Но кроме этого, Турецкая империя передоверяла патриарху власть над гражданской жизнью подданных-христиан. То есть патриарх — это этнарх… Все споры христиан между собой решает патриарх и духовенство на местах: это так называемая фанариотская система
А как же сегодня Греческая Церковь и греческий народ относятся к имени патриарха Григория V? Прокляли предателя? Нет, уже в конце 19-го века ему начали ставить памятники…
— Статья «Верхоглядство или умысел? По поводу статьи А. Кураева». 21 марта 2005 года[66]
После многократных обращений Николая Селищева к священникам канцелярий Митрополии и отцу Елевферию Хатзису, с осуждением позиции Кураева выступил один из старейших иерархов Элладской церкви митрополит Коринфский Пантелеимон, (Караниколас; † 16 августа 2006), который тогда являлся председателем Синодального комитета по догматическим и каноническим вопросам[67].
В «Как делают антисемитом» (в 2006 году вышла вторая редакция).
Я убеждён, что антисемитизма в этой книге нет. Я не считаю еврейский народ в чем-то хуже народа русского или любого другого. Я просто не считаю евреев лучше всех остальных народов. Впрочем, сегодня, кажется, даже это уже считается антисемитизмом. Но разве есть национализм в просьбе подходить ко всем народам и ко всем людям с одними и теми же нравственными критериями? В этих статьях именно это я и делаю. Я все время просто и скучно спрашиваю: "Господа! Я понимаю, что чужая боль плохо чувствуется. Но представьте, что точно такую же фразочку кто-то бросит в адрес вашего народа. Вам разве не будет больно? Так, может, и вы не будете бросаться булыжниками в нас?"[68] |
Весной 1999 года в «Православной газете» Екатеринбурга вышла статья Андрея Кураева «Можно ли не праздновать 8 марта?»[69] Кураев ассоциировал 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником Пурим. После чего осудил приурочивание Дня защитника Отечества и Международного женского дня к данному иудейскому празднику, высказав следующее мнение:
Моё недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? |
По утверждению президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, Кураев исказил сведения об истории праздника Пурим, и поэтому его статья вызывает враждебное отношение к еврейскому народу[70]. По этому и ряду других фактов Свердловское отделение КНОР в 2001 году обратилось в прокуратуру Свердловской области и направило Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письма о распространении со стороны Екатеринбургской епархии книг, журналов и газет, в которых имелись антисемитские материалы[70].
В 2005 году Кураев прочитал лекцию на тему части жертв Освенцима, евреев-христиан[71].
С другой стороны в программе «К барьеру» на НТВ Кураев выступил в роли секунданта на стороне космонавта Алексея Леонова против генерала Макашова, и высказывания отца протодиакона носили толерантный и примирительный характер[72].
В своей книге «Православие и эволюция» протодиакон Кураев высказался с критикой протестантских авторов-креационистов за их отвержение теории эволюции. В частности, он отмечал:
«В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма. Не имеет для православных смысла и потакать общественной моде на иррационализм (любой иррационализм в конце концов сработает в пользу оккультизма и против Церкви).<…> Итак, у православия в отличие от язычества, демонизирующего материю, и от протестантизма, лишающего тварный мир права на сотворчество, нет оснований для отрицания тезиса, согласно которому Творец создал материю способной к благому развитию. Сама же сущность процесса развёртывания мира не меняется от того, с какой скоростью он происходит. И наивны те, кому смутно кажется, что Бог становится не нужен, если мы растянем процесс творения. Равно, как наивны и те, кто полагают, что сотворение мира за более чем шестидневный срок умаляет величие Творца. Нам важно лишь помнить, что ничто не мешало, не ограничивало творческого действия. Все происходило по воле Творца. А состояла ли эта воля в том, чтобы создать мир мгновенно, или в шесть дней, или в шесть тысяч лет, или в мириады веков — мы не знаем».— Кураев А. В. Православие и эволюция
В 1999 году в книге «Всё ли равно как верить» А. Кураев критиковал дарвинизм, сравнивая его с ураганом, который никогда не соберёт суперлайнер, и говорил о поспешности дарвиновских умозаключений:
Кстати, «теория эволюции» Дарвина доказала только одно — свою безграничную уверенность в своих собственных достоинствах. В чем Дарвин видел «двигатель прогресса»? — В «борьбе видов за выживание» и в «естественном отборе». И то и другое, конечно, есть (хотя современная экология говорит, что виды скорее сотрудничают, чем борются, и Дарвин слишком поспешно перенес нравы раннекапиталистического общества в природу). Но ведь объяснять все «естественным отбором» — все равно, что сказать, что АвтоВАЗ развивается и выпускает новые модели только потому, что в нем есть отдел технического контроля, который не выпускает бракованные машины за пределы завода. Не ОТК ведь создает новые модели! И «мутациями» здесь много не объяснишь. Они несомненно есть, но если они носят лишь случайный характер, то они и есть не более чем серия ураганов. Скорее ураган, пронесшийся по самолетному кладбищу, соберет новехонький суперлайнер, чем случайные «мутации» — ураганы молекулярного уровня — создадут живую клетку или новый вид. В конце концов в «неодарвинизме» теория эволюции выглядит так: если долго бить кулаком по черно-белому «Горизонту», он в конце концов станет цветным «Панасоником». Если долго бить воблой о столешницу — когда-нибудь у нее появятся крылья и она запоет соловьем.[73]
Юлия Таратута, корреспондент издания «Коммерсантъ», отмечала[значимость не указана 1549 дней] в конце января 2009 года[74], что во время выборов Московского Патриарха дьякон Кураев, публично выступая на стороне Митрополита Кирилла, использовал обвинения в адрес его конкурентов на патриарший престол: в декабре 2008 года обвинил брата митрополита Калужского Климента (Капалина) архиепископа Димитрия (Капалина) в том, что тот якобы организовал «лжевыборы» делегатов на Поместный собор от духовных школ, которые состоялись в Московской духовной академии, а также произвёл «рейдерский захват Московской духовной академии»[75]. В связи с такими обвинениями епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев), бывший инспектор Тобольской семинарии (1990—2002), высказался, что считает выборы делегатов на Поместный Собор от духовных школ честными и справедливыми[76].
После рождения суррогатной дочери Филиппа Киркорова и её крестин Кураев выступил с требованием отлучить певца от церкви. Свою позицию он защищал на программе «Поединок» от 26 апреля 2012 года, где его противницей была певица Лолита Милявская, защищавшая Киркорова и суррогатное материнство[77][78][79][80].
Кураев так охарактеризовал передачу:
Но для меня было важно вывести эту тематику из области скандальной попсы. Речь идёт не о забавном приключении Филиппа Киркорова, речь идёт не о моём якобы скандальном характере, и не о каких-то о религиозных заморочках, которые якобы определяют позицию Церкви (я не привёл ни одного собственно религиозного довода против суррогатного материнства!). Речь идёт о фундаментальном вопросе этики — вопросе о достоинстве человека, о том, есть ли цена на человечинку. Это цена тебя самого. Тот, кто сегодня покупает или продаёт ребёнка, пусть будет готов к тому, что завтра могут продать его самого.
Поединок с довольно большим перевесом закончился победой Андрея Кураева.[81]
В октябре 2013 года, после очередного заседания Священного Синода РПЦ, отец Андрей написал в своем блоге о наличии в РПЦ голубых архиереев[82].
Затем в декабре 2013 — начале 2014 года Андрей Кураев активно высказывался о наличии влиятельного «голубого лобби» в Русской православной церкви. Описывая которое в одном из первых, январских телеинтервью, Кураев привел следующие цифры и дал такое определение:
Вопрос в том, что где-то в 60-х годах один из самых прямых карьерных путей был связан, к сожалению, с вот такой уступчивостью по отношению к некоторым, — весьма и весьма, — власть имеющим епископам. И, в результате, сложилось такое вот лобби. Это не означает, что все епископы таковы, нет. Их меньшинство. Может быть 50 человек из 360 наших епископов. Но беда в том, что остальные — запуганы, остальные — молчат. Лобби — это не те, кто что-то совершает, это те, кто молчат и покровительствуют.[83]
Сначала Андрей Кураев сообщил о проведенной в декабре 2013 года проверке инспекции Учебного комитета Русской православной церкви в Казанской духовной семинарии, связанной с жалобами студентов семинарии на сексуальные домогательства и изнасилования со стороны руководства семинарии[84][85][86][87][88]. По итогам работы этой не публичной комиссии факты нашли подтверждение, а проректор семинарии, пресс-секретарь Татарстанской митрополии игумен Кирилл (Илюхин)[89] уволился по собственному желанию, но позднее был обнаружен в сане и на аналогичной должности в Тверской епархии, правящий архиерей которой Виктор (Олейник) вместе казанским правящим архиереем Анастасием (Меткиным) позднее также был изобличён Андреем Кураевым как «гомоиерарх». Казанский правящий архиерей после комиссии протоиерея Максима Козлова отругал семинаристов и назвал их жалобу «предательством епархии». По предположениям Андрея Кураева «голубое лобби» с советских времён при помощи КГБ, а потом самостоятельно, сумело продвинуть с самых нижних церковных ступеней в епископат 40 % (около 40 человек) «гомоиерархов»[90], при этом из остальных многие их покрывают.
После публикации в открытых СМИ слов Андрея Кураева о «голубом лобби» он был уволен из МДА за «эпатажные высказывания». При этом по мнению Андрея Кураева процедура увольнения была нарушена, и его сторонникам в МДА не дали проголосовать или хотя бы высказаться при принятии решения об его увольнении.
Затем некоторые СМИ распространили информацию со ссылкой на Андрея Кураева о том, что епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет) является гомосексуалистом и совращал воспитанников духовных учебных заведений и священников младше себя по чину[91][92].
29 марта 2014 года, в своём официальном блоге в девяти пунктах изложил своё видение последствий воссоединения Крыма с Россией, которые назвал «очевидно-печальными» и констатировал, что «теряет Россия больше, чем приобретает». Андрей Кураев отметил множественные негативные последствия для России.[93] Эти мнения, подчас носящие оппозиционный характер, были им неоднократно озвучены и раскрыты в интервью российским и иностранным изданиям.[94] [95] [96] [97]
2 мая 2014 в «Газете» было опубликовано интервью с Андреем Кураевым, где он увязывал истоки русофобских настроений на Украине с присоединением Крыма к Российской Федерации:[98]
Отторжение Крыма дало повод для расползания русофобских настроений по всей Украине.— "Газета" // Никто не вправе считать себя непогрешимым оракулом, 2 мая 2014
28 апреля в интервью газете «Фраза» на вопрос о перспективах российско-украинских отношений:[99]
Мой прогноз пессимистичен. С самого начала крымских событий я говорил, что мне как русскому националисту это очень не нравится. Потому что, приобретая Крым, потерять в итоге Украину, — это очень плохая математика.— "Фраза" // Неонацизм- это явление интернациональное, 28 апреля 2014
Андрей Кураев выступил с критикой патриарха Кирилла по молчанию в вопросе присоединения Крыма:
Патриарх Кирилл, который ранее говорил, что Киев и Украина — это его родной дом, не приехал в этот дом, когда в нём был пожар… Ни официально, ни неофициально не было никаких знаков патриаршей приязни, понимания и солидарности с украинской частью его паствы. Как не было ни слова с осаживанием антиукраинского пропагандистского угара в российских СМИ и блогах. Вряд ли украинцы это забудут.— "joinfo" // Известный православный миссионер Андрей Кураев раскритиковал аннексию Крыма и сожалеет о молчании РПЦ, 02.04.2014
Впоследствии, в интервью украинской газете «Фраза» 28 апреля 2014, Андрей Кураев положительно отозвался об общей миротворческой позиции Патриарха Кирилла, лишённой «ставки на демонизацию всего, что связано с Украиной», несмотря на то, что, по его мнению, Патриарх подвергается весомому давлению со стороны «московских элит».[100] В интервью для радио «Эхо Москвы» 25 июля Кураев в этот раз поддержал «неприезд» Патриарха в Киев в сложившейся обстановке, признал факт идентификации большинства жителей Крыма с Россией и жизнеспособность настоящего статуса полуострова, отметив, что присоединение «происходило … хорошо», без жертв. Резко критикуя информационное освещение ситуации в российских СМИ, также осудил армию ополчения Донбасса за использование православных слоганов «в своих целях, но не более того»[101][102]:
То есть назвать себя православной армией Донбасса — это они могут. Для таких людей церковь хороша, только когда она меня поддерживает. Когда она дает основание мою обычную ненависть считать священной. Тогда да. Тогда отцы, мы вместе с вами. А если ты ему скажешь, что прости, ненависть не может быть священной, и не надо Евангелием оправдывать нажатие спускового крючка, то тебе скажут, что ты ересь несешь.
— "Эхо Москвы" // Особое мнение, 25 июля 2014
Из интервью Патриарха Алексия II «Газете» (о Кураеве и Дворкине):
— Такие люди, как диакон Андрей Кураев и Александр Дворкин, ездят по стране, читают лекции, показывают фильмы и возбуждают в православных ненависть к иноверцам. Они действуют от имени Церкви?
…просветительская работа сегодня предполагает не только проповедь Евангелия, но и полемику, в том числе публичную, с различного рода учениями, противоречащими Православию. Впрочем, полемика и ненависть — далеко не одно и то же. При ведении полемики нужно очень ответственно подходить к словам, избегать эмоциональных оценок, проверять и перепроверять факты, которые должны быть достоверными и доказанными.
Мне неизвестны случаи разжигания межрелигиозной или межнациональной вражды упомянутыми миссионерами. Более того, я убеждён, что проявления такой вражды прямо связаны с царящим в обществе невежеством в области религии, которому они в меру своих возможностей противостоят[103].
Член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания и декан философского факультета МГУ, доктор философских наук профессор В. В. Миронов в интервью газете «Татьянин День» сказал, что:[2]
Андрей Кураев всегда мощно выполнял миссионерскую функцию и имеет для этого безусловный талант лектора и мыслителя. Это человек, который отстаивает определённые ценности, причём очень жёстко, кстати говоря, его мнение часто шло вразрез с мнениями внутри Церкви. Он глубоко разбирается в проблеме веры и знания. Я оцениваю его очень высоко, но при этом должен отметить, что рационалистическая струя внутри его сознания кажется мне доминирующей. Я бы назвал его классическим теологом.
См. ниже в разделе «Ссылки на критические публикации»
Кино: перезагрузка богословием
1: Религия без Бога. — 2006. — 527 с. — ISBN 5-7789-0209-3
2: Христианство без оккультизма. — 2006. — 429, [1] с.
Книги протодиакона Андрея Кураева можно скачать на его официальном сайте.
«Андрей Кураев в Китае» // подкаст «Лаовайкаст» № 125, 29 ноября 2012 года.
Передача «Лумина Адевэрулуй» (Свет Истины), автор православный журналист Юлиан Прока O преподавании религии в школе. 2010 год
|
Кураев, Андрей Вячеславович.