«Кореец» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Канонерская лодка | |
Государство флага | Россия | |
Строительство начато | декабрь 1885 года | |
Спущен на воду | 7 августа 1886 года | |
Введён в эксплуатацию | 1887 год | |
Выведен из состава флота | 1904 год | |
Современный статус | Взорван и затоплен после Боя у Чемульпо | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1334 тонны | |
Длина | 66,3 м | |
Ширина | 10,7 м | |
Осадка | 3,5 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | горизонтальная паровая машина двойного расширения | |
Винты | 1 | |
Скорость | 13,5 узлов (25 км/ч) | |
Дальность плавания | 2850 морских миль (8-узл. ходом) | |
Экипаж | 12 офицеров и 162 матроса | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 203-мм (35 кал), 1 × 152-мм (35 кал), 4 × 9-фунтовых, 4 × 37-мм и одно 63,5-мм десантное орудия |
|
Торпедно-минное вооружение | 381-мм торпедный аппарат |
«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка, принявшая участие в знаменитом бою у Чемульпо.
Содержание |
Канонерская лодка «Кореец» заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме. Спущена на воду 7 августа 1886 года. Вступила в строй в 1887 году.
«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационарную службу в японских, корейских и китайских портах[1]. В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери: 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком[2]. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки, лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.
Перед началом Русско-японской войны 1904—1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир — капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в качестве стационара в корейском порту Чемульпо. 8 февраля 1904 года «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. По некоторым данным, после того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по канонерке три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. На «Корейце» был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». Но после этого сигнала комендор кормовой 37-мм пушки нечаянно выпустил по противнику 2 гранаты.
9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и в 11:45 вступили в бой с японской эскадрой, который длился около часа. Бой проходил на большом расстоянии, поэтому большая часть снарядов «Корейца» не долетала до неприятеля. Японские же снаряды в основном давали перелеты, не причиняя лодке никакого вреда. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда; единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.
Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд — знаками отличия этого ордена.
В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.
В 1906 году на Путиловском заводе была заложена ещё одна канонерская лодка с таким же названием, относившаяся к типу «Гиляк» (все 4 корабля серии носили имена канонерок, погибших в Русско-японской войне). «Кореец II» был взорван в августе 1915 года во избежание захвата противником во время Сражения за Рижский залив.
Мореходные канонерские лодки российского и советского флота | ||
---|---|---|
Тип «Опыт» | «Опыт» («Мина») | |
Тип «Горностай» | «Горностай» | |
Тип «Дождь» | «Ёрш» | «Бурун» | «Туча» | «Вихрь» | «Дождь» | «Снег» | «Гроза» | «Буря» | «Град» | |
Тип «Бобр» | «Бобр» | «Сивуч» | |
Тип «Гиляк» | «Гиляк» | |
Тип «Кореец» | «Кореец» | «Манчжур» | «Донец» | «Запорожец» | «Кубанец» | «Терец» | «Уралец» | «Черноморец» | |
Тип «Хивинец» | «Хивинец» | |
Тип «Грозящий» | «Грозящий» | «Гремящий» | «Отважный» | «Храбрый» | |
Тип «Гиляк II» | «Гиляк II» | «Бобр II» | «Кореец II» | «Сивуч II» | |
Тип «Карс» | «Карс» | «Ардаган» |
Кореец (канонерская лодка).