Катастрофа Convair 990 под Цюрихом

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 330 Swissair

Памятник у места катастрофы рейса 330
Общие сведения
Дата

21 февраля 1970 года

Время

13:33

Характер

Террористический акт, пожар на борту

Причина

Взрыв бомбы

Место

близ Вюренлингена, 24 км ЗСЗ аэропорта Клотен, Цюрих (Швейцария)

Координаты

47°32′12″ с. ш. 8°14′21″ в. д. / 47.53667° с. ш. 8.23917° в. д. / 47.53667; 8.23917 (O)(O)

Воздушное судно


Convair CV-990-30A-6 компании Swissair deru

Модель

Convair CV-990-30A-6

Имя самолёта

Basel-Land

Авиакомпания

Swissair deru

Пункт вылета

Клотен, Цюрих (Швейцария)

Пункт назначения

Лод, Тель-Авив (Израиль)

Рейс

SR-330

Бортовой номер

HB-ICD

Дата выпуска

1962 год

Пассажиры

38

Экипаж

9

Погибшие

47 (все)

Выживших

0

 Изображения на Викискладе

Катастрофа Convair 990 под Цюрихомавиационная катастрофа авиалайнера Convair CV-990-30A-6 швейцарской авиакомпании Swissair deru, произошедшая в субботу 21 февраля 1970 года в окрестностях Цюриха (Швейцария). Самолёт выполнял пассажирский рейс в Тель-Авив (Израиль), но через несколько минут пилот сообщил о разгерметизации в салоне и возврате в аэропорт. Однако на обратном пути на борту возник пожар, в результате которого лайнер потерял управление, а затем упал в лес близ Вюренлингена и в 24 км от Цюрихского аэропорта, при этом погибли 47 человек. Причиной катастрофы стал взрыв бомбы, изготовленной палестинскими террористами. Это крупнейший теракт в истории Швейцарии.

Самолёт

Convair 990-30A-6 (CV-990A (30A-6)) с регистрационным номером HB-ICD (заводской — 30-10-15) и именем Basel-Land был выпущен в 1962 году, а 3 февраля поступил к заказчику — швейцарской авиакомпании Swissair deru[1]. Его четыре турбовентиляторных двигателя были модели General Electric CJ805-23[2]. Общая наработка самолёта составляла 24 447 лётных часов[3].

Экипаж

Катастрофа

Ранее днём экипаж выполнил полёт по маршруту ЦюрихДюссельдорфЦюрих. Далее ему предстояло выполнить регулярный пассажирский рейс SR-330 в Тель-Авив. В 13:14 местного времени (12:14 GMT) с 38 пассажирами и 9 членами экипажа на борту рейс 330 вылетел из аэропорта Клотен, после чего выполнил левый доворот и начал набор высоты в южном направлению на горы Готард deru. Но в 13:21 (7 минут после вылета), когда самолёт проходил высоту 4300 метров близ Заттеля (41 км южнее аэропорта вылета), экипаж неожиданно доложил на землю о разгерметизации лайнера и возврате в Цюрих. Диспетчер дал указание поворачивать на курс 335°, после чего рейс 330 совершил большой правый разворот над Фирвальдштетским озером. Но так как экипаж несколько затянул с выходом из разворота, то самолёт теперь следовал курсом 060°, то есть на северо-восток, поэтому диспетчер дал указание занимать курс 330°, что экипаж и выполнил плавным правым доворотом[4].

На 12 минуте полёта в 13:24 экипаж объявил аварийную ситуацию и доложил, что у них на борту пожар, после чего запросил прямой заход. Все вылеты из Цюриха были отменены, но ситуация на борту только продолжала ухудшаться. Отказали навигационные приборы, поэтому экипажу приходилось руководствоваться подсказками с земли, чтобы занять северо-северо-западное направление на Цюрихского озера. Также на борту отключились электросистемы, а кабину начало наполнять дымом. Самолёт пролетел Цюрих, после чего развернулся влево, пролетел над Баденом, развернулся вправо и вновь направился на север. Диспетчер предупредил об отклонениях с курса, на что пилоты передали, что из-за дыма в кабине они ничего не видят. Достигнув начала Рейна, авиалайнер стал входить во всё увеличивающийся левый крен, а в районе Клингнау вышел из облаков. За 50 секунд до катастрофы второй пилот дважды передал на землю, что рейс 330 прощается со всеми, сказав «good bye everybody». Ещё через 6 секунд командир скомандовал снизить мощность и следить за высотой, но из-за сильного задымления эти команды не были выполнены. Входя во всё более крутой левый штопор, CV-990 совершил три четверти оборота, прежде чем в 13:34:14 упал в лес в 24 километрах к западу-северо-западу от цюрихского аэропорта и в паре километров северо-западнее Вюренлингена. Врезавшись в землю на высокой скорости, машина взорвалась и почти мгновенно разрушилась на мельчайшие фрагменты. Взрыв был даже зафиксирован сейсмографами в институте Цюриха[4].

Все 47 человек на борту мгновенно погибли. На тот момент это была крупнейшая катастрофа CV-990, пока через пару лет её втрое не превзошла катастрофа на Канарских островах. Также на момент событий по масштабам занимала второе место в Швейцарии, в настоящее время — третье[2].

Расследование

Caravelle авиакомпании Austrian Airlines

В ходе расследования было отмечено схожее происшествие, которое произошло днём ранее близ Франкфурта-на-Майне (ФРГ). Sud Aviation Caravelle австрийской авиакомпании Austrian Airlines выполнял рейс из Франкфурта в Вену, когда через 20 минут после вылета при прохождении высоты около 3 км внизу багажного отсека прогремел взрыв. В фюзеляже образовалось отверстие размерами примерно метр на полметра, однако в тот раз остальной багаж поглотил значительную энергию ударной волны, при этом пожара не возникло. Экипаж успел вернуться и приземлиться во Франкфуртском аэропорту, при этом никто из 38 человек на борту не пострадал[4][5].

В ходе расследования инцидента с австрийским самолётом и катастрофы швейцарского было установлено, что в обоих случаях на борту произошёл взрыв бомбы в багажном отделении. Сами бомбы были замаскированы под радиоприёмники, а в действие их приводили высотомеры, то есть бомба взрывалась, когда самолёт уже находился высоко в воздухе. Обломки высотомеров были найдены и показаны по телевизору, после чего в полицию позвонил владелец магазина приборов во Франкфурте и сообщил, что за несколько дней до терактов такие же высотомеры у него приобрели два палестинских студента. По наводке продавца эти два студента были арестованы, а вскоре по допросам задержанных был установлен глава группы — Суфиан Каддуми, который скрывался в Иордании. Как было установлено, бомбы были направлены авиапочтой из Франкфурта в Тель-Авив. То, что одна из бомб оказалась в швейцарском авиалайнере, было просто роковой случайностью. Посылку доставили из Франкфурта в Цюрих, после чего должны были доставить в Израиль самолётом авиакомпании El Al. Однако израильский самолёт опаздывал с прибытием, поэтому груз был направлен попутным швейцарским рейсом SR-330[6][7].

Ответственность за взрывы самолётов взяла на себя организация Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Что до задержанных палестинских студентов, то швейцарские власти их вскоре отпустили, мотивируя это нежеланием связываться с палестинскими террористами. В 2000 году федеральный суд Швейцарии пришёл к заключению, что не может точно определить организаторов теракта[6][8].

Последствия

После катастрофы рейса 330 швейцарские власти значительно усилили охрану Женевского и Цюрихского аэропортов.

Примечания

  1. Registration Details For HB-ICD (Swissair) Convair 990-30A-6 (англ.). PlaneLogger. Проверено 28 декабря 2014.
  2. ↑ ASN Aircraft accident Convair CV-990-30A-6 Coronado HB-ICD Würenlingen (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 28 декабря 2014.
  3. ↑ Crash of a Convair CV-990 in Zurich: 47 killed (англ.). B3A Aircraft Accidents Archives. Проверено 29 декабря 2014.
  4. ↑ Absturz Coronado der Swissair, 21. Februar 1970 , Würenlingen AG (нем.). Schweizer Radio und Fernsehen (23. Januar 2010). Проверено 29 декабря 2014.
  5. ASN Aircraft accident Sud Aviation SE-210 Caravelle VIR OE-LCU Frankfurt (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 29 декабря 2014.
  6. ↑ «We are crashing - goodbye everybody» (нем.). 20 Minuten (19. Februar 2010). Проверено 29 декабря 2014.
  7. Олимпийский теракт в Мюнхене подробно и его предистория (рус.). Вопросик (17 ноября 2012). Проверено 29 декабря 2014.
  8. Terroranschlag 1970 Den Bombenbauer ignorierten sie (нем.). Beobachter (4. Juni 2012). Проверено 29 декабря 2014.

Ссылки

  • Marcel Gyr. Ein dunkler Verdacht (нем.). Neue Zürcher Zeitung. Проверено 29 декабря 2014.

Катастрофа Convair 990 под Цюрихом.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71