Дубелир, Григорий Дмитриевич

Григорий Дмитриевич Дубелир
Дата рождения:

20 августа (1 сентября) 1874(1874-09-01)

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

10 сентября 1942(1942-09-10) (68 лет)

Место смерти:

Янгиюль, Ташкентская область

Страна:

 Российская империя,

Научная сфера:

Урбанистика

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Петербургский институт инженеров путей сообщения

Григорий Дмитриевич Дубелир (20 августа (1 сентября) 1874, Санкт-Петербург — 10 сентября 1942, Янгиюль, Ташкентская область, ныне Узбекистан) — российский учёный, специалист по городскому планированию. В 1910-е годы выполнил пионерские исследования по адаптации городской планировки к неизбежному резкому увеличению количества автомобилей[1].

В 1898 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения[2]. После окончания работал инженером, занимался строительством железных дорог. В 1904 году был принят на работу в Киевский политехнический институт. Так как он не имел звания профессора, то университет принял его на должность штатного преподавателя, исполняющего обязанности экстраординарного профессора. При этом ему было поставлено условие защиты диссертации в двухлетний срок[3]. Занимался вопросами городского планирования, в частности, оптимизацией сети автомобильных дорог. В 1910 и в 1912 годах издал две книги — «Планировка городов» и «Городские улицы и мостовые» — ставшими основополагающими трудами в данной области исследований[1]. Много занимался практической деятельностью. В частности, вместе с архитектором Павлом Алёшиным в 1918 году составил проект планировки Мурманска[4].

С 1916 года был профессором Петербургского института инженеров путей сообщения, с 1930 — Ленинградского автодорожного института, c 1940 — Московского автодорожного института[2].

После Октябрьской революции более не занимался урбанистикой и сконцентрировался на исследованиях, посвящённых качеству дорожного покрытия[1].

Был членом комиссии ГОЭЛРО[5]. Один из авторов раздела об электрификации транспорта.

Впервые в России предложил технические требованию к дорожному покрытию. В 1938 году впервые составил технические условия для строительства дорог и мостов[6].

Умер в эвакуации в Янгиюле. Его единственная дочь и внук умерли во время блокады Ленинграда.

Труды

  • Планировка городов, Санкт-Петербург, 1910
  • Городские улицы и мостовые, Киев, типография Пономарева, 1912, 407 с.
  • Грунтовые дороги, их постройка и уход за ними. СПб., 1912 (2-е изд. Киев, 1914).
  • Эксплуатация автогужевых дорог, Ленинград, 1934 (в соавторстве).
  • Основы проектирования автомобильных дорог, т. 1—2, Москва, 1938—39 (в соавторстве).

Примечания

  1. ↑ Михаил Блинкин, Транспорт в городе, удобном для жизни
  2. ↑ Большая биографическая энциклопедия
  3. Татьяна Александровна Щербинь, Григорий Дмитриевич Дубелир, 1874—1942, Москва, Наука, 1995.
  4. Архитектор Павел Алешин: Основные даты жизни и творчества
  5. Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). Справка
  6. Артоболевский И. И., Благонравов А. А. 'Очерки истории техники в России (1861—1917)' — Москва: Наука, 1975

Источники

  • БСЭ
  • Татьяна Александровна Щербинь, Григорий Дмитриевич Дубелир, 1874—1942, Москва, Наука, 1995.
  • Е. Кириченко. Градостроительство России середины XIX-начала XX века: Общая характеристика и теоретические проблемы, Москва, Прогресс-Традиция, 2001, ISBN 9785898260835

Дубелир, Григорий Дмитриевич.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71