ДК | |
Состав 2001 года (слева направо): А. Белоносов, С. Полянский, Д. Яншин, И. Белов, С. Летов, С. Жариков |
|
Основная информация | |
---|---|
Жанры | |
Годы | |
Страна | |
Откуда | |
Язык песен | |
Лейблы |
SS Rec, EUROBOND, SNC, Колокол, Master Sound, Sintez Distribution |
Бывшие участники |
В. Клемешов, |
http://www.letov.ru/DK/ |
ДК — культовая[1][2] московская рок-группа, созданная в 1980 году.
Содержание |
Группу «ДК» Сергей Жариков, её идеолог и руководитель, создаёт в 1980 году, после увольнения в запас из армии, куда его призвали служить в звании рядового после окончания МИЭМ (военная кафедра требует исключения Жарикова из института).
Название группе даёт Жариков, а первым партнёром по проекту становится его однокашник по факультету прикладной математики МИЭМ Д. Яншин. Первый состав «ДК»: Д. Яншин — гитара, В. Виш — бас, С. Жариков — барабаны, И. Аджубей — флейта. Музыканты ориентируются исключительно на сложную инструментальную музыку, осваивают структурные законы музыки.
Этот, «джаз-роковый» состав, увы, существует недолго. В 1981 Жариков приводит чистого «рокера» С. Полянского (бас-гитара), а в 1982 Яншин — в качестве вокалиста — бывшего звукооператора группы «Млечный Путь» Е. Морозова, к тому времени серьёзно увлёкшегося вокалом, манера и стиль которого, впрочем, весьма далеки как от джаза, так и от рока, зато легко вписываются в концепцию эстрадного мюзикла.
И к концу 1982 года формируется второй состав «ДК»: С. Полянский — бас, С. Жариков — барабаны, Д. Яншин — гитара, Е. Морозов — вокал, М. Генералов — блокфлейта. Репертуаром группы занимается, разумеется, Жариков, а репетиции последовательно записываются на магнитофон. Под влиянием своего идеолога группа всё дальше дрейфует в сторону концептуализма, к концу года обретшего второе дыхание по случаю смерти Л. И. Брежнева, звучание и стиль группы резко меняются. В 1983 первое же публичное выступление сразу же находит отклик у аудитории, что не удивительно, поскольку музыканты, составляющие ритм-секцию группы, имеют хороший опыт: С. Полянский был специалистом по крымским танцплощадкам, а первую свою рок-группу Жариков создал еще в 1970 («Второе Пришествие»), и к середине 70-х был уже известен как барабанщик и автор текстов группы «Млечный Путь» — это та самая команда, которая, пройдя сквозь череду инкарнаций, стала «Арией», а позже «Мастером».
Уже ко второй половине 1983 года «ДК» приобретает большую популярность, в первую очередь, благодаря магнитоальбомам, которые С. Жариков оперативно составляет из репетиционных записей и распространяет через сеть т. н. «писателей»-активистов и коллекционеров музыкального андеграунда. Первенцы «ДК» выходят под названиями «Шизгар» и «Голые Ноги», оформление для катушек делает тоже Жариков.
В конце 1983 Морозов покидает группу, а на его место приходит В. Клемешов (труба, тенор-саксофон, вокал) — до того солист оркестра Ю. Мухина. Духовую секцию пополняют классический виртуоз из диксиленда Лебедева О. Опойцев (тенор-саксофон, баритон-саксофон) и один из самых оригинальных саксофонистов современной музыкальной сцены — Сергей Летов (флейта, альт-саксофон), а за клавишные садится А. Белоносов, известный также по записям с группами «Альянс», «27 километр» и «Зодчие». Музыка становится сложной, звучание получает яркий психоделический окрас, группа сразу же привлекает внимание музыкальных гурманов и коллекционеров-меломанов, однако на Жарикова в самом начале 1984 заводят уголовное дело по статье 190-1 УК РСФСР («клеветнические измышления на советский строй»), сам он попадает под т. н. «прокурорский надзор», а группа, автоматически, лишается публичных выступлений. Чтобы как-то выжить в этой ситуации, принимается решение все силы бросить на производство записей, и только за 1984-85 гг. под лейблом «ДК» выходит около двух десятков альбомов, что, увы, не решает проблему творческих амбиций, и к концу 1985 появляется группа Д. Яншина «Весёлые Картинки» — поначалу, как концертный вариант «ДК». В этом же году С. Жариков знакомит Яншина с руководителями фольклорного ансамбля «Край» П. Рец и Ю. Дружкиным (Жариков работал с ними в отделе Н. Злобина Министерства Культуры РСФСР, 1980-81), в день взрыва Чернобыльского реактора проходит совместный концерт «ДК» и ансамбля «Край» (магнитоальбом «Павидение В Быту», 1986), а спустя несколько лет «Край» записывает с «Весёлыми Картинками» убедительный и весьма оригинальный альбом «Символ Веры» (1993).
Тем не менее, С. Жариков продолжает экспериментировать со звукозаписью вместе с третьим состав группы «ДК»: Д. Яншин — гитара, С. Полянский и О. Андреев — бас, А. Белоносов — клавиши, В. Клемешов — вокал, труба, саксофон, С. Летов — флейта, саксофон, бас-кларнет, О. Опойцев — саксофон, С. Жариков — барабаны, И. Белов — вокал, гитара. На записи начинают приглашаться и другие известные музыканты, в частности, А. Скляр и Е. Никонов из группы «Ва-Банкъ», Ю. Орлов, О. Андреев и И. Лень из «Николая Коперника», Д. Кутергин и И. Соколовский из «Ночного Проспекта», осуществляется запись целых альбомов с ленинградцами Л. «Терри» Колот и Алексеем Вишней.
Справиться с таким многочисленным коллективом нелегко, и на должность директора проекта приглашается московский хиппи Василий «Лонг» Бояринцев: группа постепенно превращается в студийный продюсерский центр Сергея Жарикова. Его песни звучат уже повсюду — как на концертах «Весёлых Картинок», так и группы В. Клемешова и С. Полянского «ПроцеSS» — ещё одной легальной «крыши» запрещённых «ДК». Во второй половине 80-х Жариков выпускает также несколько сольных работ в жанре т. н. word music или «радиотеатр», в том числе альбом «Зеркало — души» (1988) целиком построенный на музыкальных коллажах из произведений С. С. Прокофьева и «Геенно-огненное» (1986), получивший на конкурсе СиДи-ОБЛОЖКА-98 специальный диплом от издательства ИМА-пресс за лучшее оформление в категории «Независимая Музыка». Последний магнитофонный альбом «ДК» «Пожар В Мавзолее» выходит в самом начале 1990, а 15 апреля 2001 года в рамках презентации очередного номера журнала КонтрКультУра в московском клубе «Точка» группа «ДК» отмечает свой 20-летний юбилей.
«Альбомы Жарикова и его коллег сродни картинам Григория Брускина: каждый из фрагментов их мозаичной структуры раскрывает одну из мифологем современного общественного сознания и в то же время отражает его целостную модель. Отсюда и почти полный отказ в песнях ДК от авторства — их, выступающие „авторами“, герои анонимны — персонаж, изливающий душу после прихода из армии, орущий свои откровения под блатные аккорды гитары („ДМБ-85“) или некий „закрытый гражданин“, у которого и жена, и магазин, и вино — „закрытые“… Такое развенчание имиджа социалистического преуспевания советской эпохи, дегероизация розовых персонажей „садово-парковой культуры“ наблюдалось лишь в литературе, правда, неиздававшейся, и кинофильмах, долгое время лежавших на полке».[3]
«Оглядываясь назад, можно смело утверждать, что жариковская группа ДК — лучшее, что дала Россия 80-х годов мировой рок-музыке. Да, Курёхин со своей „Поп-механикой“ музыкальней и зрелищней, да, Мамонов или Шумов как минимум не хуже работали со Словом и были оригинальны в музыкальных воплощениях. Но по оригинальности именно сочетания текста и музыки, и, особенно, по дерзости обращения с социальными концептами Жарикову равных не было».[4]
В скобках — варианты датировок.
Это заготовка статьи о русском роке или его исполнителе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
ДК (группа).