Главная южная линия

Перейти к: навигация, поиск
Главная южная линия
Main South Line
Обзор
Страна

 Новая Зеландия

Расположение

Южный остров Новой Зеландии

Тип

железнодорожная линия

Состояние

действующая

Конечные станции

Порт Литтелтона, Инверкаргилл

Кол-во станций

159

Обслуживание
Год открытия

22 января 1879

Подчинение

ONTRACK[en]

Технические данные
Протяжённость

601.4 километров

Ширина колеи

1067 мм

Тип электрификации

1500 В переменного тока (от Литтелтона до Крайстчерча)

Схема линии

Главная южная линия (англ. Main South Line) — железнодорожная линия, часть Главной железнодорожной магистрали Южного острова[en], проходящая в юго-западном направлении от Литтелтона в Новой Зеландии через Крайстчерч и далее вдоль восточного побережья Южного острова через Данидин до Инверкаргилла. Это одна из важнейших и старейших железнодорожных линий в Новой Зеландии; её строительство началось в 1860-х годах. В Крайстчерче она соединяется с другой частью Главной железнодорожной магистрали Южного острова, Главной северной линией, идущей до Пиктона[en].

Содержание

Конструкция линии

Конструктивно Главная южная линия делится на два основных участка: от Крайстчерча через южную часть Кентербери до Данидина, административного центра региона Отаго, и от Данидина до Инверкаргилла. Линия улучшает транспортные коммуникации в южном Отаго и Саутленде. Сооружение первого участка линии началось в 1865 году, а целиком линия была закончена 22 января 1879 года.

Участок Крайстчерч — Данидин

Администрация провинции Кентербери построила и открыла первую общественную железную дорогу в Новой Зеландии, Ферримидскую железную дорогу[en], 1 декабря 1863 года. Нужна была линия, идущая на юг, и соединяющая южный Кентербери, северный Отаго и Данидин. 24 мая 1865 года началось строительство Большой Кентерберийской Южной железной дороги. Железные дороги провинции Кентербери[en] были ширококолейными, с шириной колеи 1600 мм, что значительно превышает ширину колеи в 1067 мм, ставшей позже стандартной в Новой Зеландии. Первая секция железной дороги до Роллстона была открыта 13 октября 1866 года. Рассматривалось строительство трёх вариантов линии после Роллстона:

  • маршрут, проходящий в основном по острову, вдали от побережья, и пересекающий крупные реки в узких местах.
  • железнодорожная линия вдоль побережья.
  • компромисс между этими двумя вариантами, при котором железнодорожная линия в основном придерживалась бы прямого маршрута между городами, пересекая основные реки в наиболее удобных точках, и отчасти следовала вдоль линии побережья.

В итоге был выбран третий вариант и линия начала строиться через довольно бесплодные местами равнины Кентербери по направлению к Ракаия[en]. К тому времени, когда в октябре 1867 года линия достигла Селуина, в 35 км от Крайстчерча, у администрации провинции закончились средства, и сооружение линии было временно приостановлено.

В 1870 году Джулиус Фогель анонсировал свои «Великие общественные работы», и объявил высшим приоритетом окончание строительства железнодорожной линии между Крайстчерчем и Данидином. В Парламентском акте, регламентирующем использование на территории Новой Зеландии железнодорожной колеи шириной 1067 мм, для Кентербери было сделано исключение, разрешающее расширить колею до 1600 мм. 2 июня 1873 линия до Ракаия была достроена. Вскоре после этого, администрация провинции признала необходимость в унификации и широкая колея была ликвидирована к 6 марта 1876 года.

Строительство велось не только к югу от Крайстчерча и к северу от Данидина, но и из промежуточных портов Тимару и Оамару в обоих направлениях. Строительство продолжалось в 1870-х годах, и 4 февраля 1876 года Крайстчерч был связан с Тимару. Почти год спустя, 1 февраля 1877 года, линия от Крайстчерча до Оамару в северном Отаго была полностью завершена.

С южной стороны, в Данидине, 1 января 1873 года была открыта железнодорожная линия Порт Чалмерс, первая линия с шириной колеи 1067 мм в Новой Зеландии. По большей части она стала составляющей Главной южной линии, а её строительство было продолжено дальше к северу от узлового пункта в Сойерс-Бей[en]. Последние два километра этой линии стали впоследствии веткой Порт Чалмерс. Строителям пришлось столкнуться с большими перепадами высот около Данидина, поэтому строительство затянулось. По этой причине соединение линии, строящейся из Данидина, с линией, идущей к югу из Крайстчерча через Оамару, состоялось в Гудвуде, на полпути между Палмерстоном[en] и Уаикоуаити[en], в 310 километрах от Крайстчерча и всего в 57 километрах к северу от Данидина. Строительство линии к югу от Оамару включало в себя сооружение двух коротких попутных веток, Моераки[en] и Шэг-пойнт[en]. 7 сентября 1878 года маршрут между Крайстчерчем и Данидином был полностью открыт.

Участок Данидин — Инверкаргилл

В 1871 году железные дороги Данидина и Клуты были одними из первых железных дорог, построенных под эгидой «Великих общественных работ» Фогеля, и их сооружение велось достаточно быстро. Это были первые железнодорожные линии с шириной колеи 1067 мм, а первый участок к югу от Данидина был открыт в Абботсфорде 1 июля 1874 года. 1 сентября 1875 года было открыто движение до Балклуты[en], города в нижнем течении реки Клута, в 84 километрах от Данидина.

Со стороны Инверкаргилла строительство также велось достаточно быстро, и железнодорожная линия достигла города Гор 30 августа 1875 года. Отсюда до Балклуты для завершения строительства маршрута Данидин — Инверкаргилл возникла необходимость в проведении тяжёлых земляных работ, ввиду холмистой местности, и строительство было завершено 22 января 1879 года. Учитывая открытый 7 сентября 1878 года участок от Данидина до Крайстчерча, появилось железнодорожное сообщение на всем пути от Инверкаргилла до Крайстчерча, а строительсво Главной южной линии было завершено.

Операции

Перевозка пассажиров

На протяжении большей части истории железных дорог в Новой Зеландии, услуги по перевозке пассажиров между Крайстчерчем и Данидином были флагманом всей железной дороги. Когда в ноябре 1904 года поезда стали ходить между Крайстчерчем и Инверкаргиллом, пассажирские перевозки на участке Данидин — Инверкаргилл, по сути были дополнением к пассажирским перевозкам по маршруту Крайстчерч — Данидин. Когда линия только была построена, в конце XIX века, от Крайстчерча до Данидина поезда добирались за 11 часов. В то время локомотивами обычно служили паровозы J[en] или Rogers[en] K[en], за исключением холмистого участка в Оамару, где использовались паровозы T[en]. В 1906 году появились паровозы A[en], преодолевавшие тот же маршрут за 8 часов, а в 1915 году они были заменены паровозами на перегретом паре AB[en].

Паровозы J[en] и JA[en], появившиеся в 1939 и в 1946 году соответственно, были последними и преодолевали маршрут от Крайстчерча до Данидина за 7 часов 9 минут в составе экспресса South Island Limited[en]. В свою лучшую пору эти экспрессы славились своей скоростью, которую они развивали, пересекая равнины Кентербери по участку около Ракаия, получившим название «гоночный трек». 1 декабря 1970 года они были заменены другими экспрессами, The Southerner[en] (англ. «Южанин»), с дизель-электрическими локомотивами DJ[en]. Последние паровозы Новой Зеландии продолжали работать в составе пятничных и субботних ночных экспрессов. Необычным было и то, что в отличие от других стран, где паровозы доживали свой век на тихих, второстепенных ветках, в Новой Зеландии паровозы до последних дней буксировали известные пассажирские экспрессы. Отчасти это произошло потому, что вагоны поездов были с паровым отоплением от паровозного котла, однако отопительная техника развивалась, и 26 октября 1971 года был отправлен последний экспресс из Крайстчерча в Инверкаргилл, буксируемый паровозом.

Экспресс The Southerner[en] преодолевал маршрут от Крайстчерча до Данидина за 6 часов 14 минут, быстрее чем «South Island Limited». А после того как стали использоваться два тепловоза DJ к северу от Оамару, и три к югу, на весь маршрут стало уходить 5 часов 55 минут. Отчасти этого результата удалось добиться за счёт того, что Southerner не перевозил почту, в то время как «South Island Limited» тратил время на её погрузку.

В то время, когда действовали второстепенные ветки, на Главной южной линии можно было увидеть множество местных пассажирских и грузопассажирских поездов, однако эти поезда были постепенно отменены к середине XX века. Вечерняя автомотриса, действовавшая в середине XX века, и преодолевавшая маршрут от Крайстчерча до Данидина за 6 часов 10 минут, была отменена в апреле 1976 года. На Главной южной линии около Данидина действовали пригородные поезда, отправлявшиеся к северу до порта Чалмерс[en] и к югу до Мосгила[en]. Эти пригородные поезда буксировались паровозами AB, B[en] и BA[en], а автомотрисы использовались до 1967 года. В 1968 году в составе пригородных поездов появились тепловозы DJ, DI[en] и DSC[en]. Услуги пассажирских перевозок до порта Чалмерс оказывались ещё на протяжении 11 лет, и были отменены в конце 1979 года, а вслед за ними, в декабре 1982 года, были отменены и пассажирские перевозки до Мосгила. В период с 1908 по 1914 годы линия до Мосгила была двухпутной, но затем снова стала однопутной.

10 февраля 2002 года пассажирский поезд «The Southerner» был отменён ввиду нерентабельности. В настоящее время действуют только два регулярных пассажирских сервиса, использующих незначительные участки Главной южной линии: между Крайстчерчем и Роллстоном, а затем по Midland Line[en] до Греймута, ходит поезд TranzAlpine[en]; а на вокзале Данидина[en] останавливаются только туристические пассажирские поезда компании Taieri Gorge Railway[en].

Перевозка грузов

DSC 3127 на запасном пути с составом пустых лесовозных вагонов в Литтелтоне, 7 марта 2009 года

До 1960-х годов обращалось мало внимания на междугородные перевозки между основными городами. Вместо этого в основном использовались второстепенные ветки Главной южной линии, на которых множество грузовых поездов курсировали между районами и их крупными городами или портами, такими как: Крайстчерч (Литтелтон), Тимару, Оамару, Данидин (порт Чалмерс) и Инверкаргилл (Блафф[en]). Примером организации местных грузоперевозок может служить участок Данидин — Инверкаргилл. Здесь к северу от Клинтона[en] было проложено пять второстепенных веток, по которым поезда ходили между Данидином и портом Чалмерс, в то время как к югу от Клинтона по четырём веткам поезда ходили до Инвергаргилла и Блаффа. С отменой этих местных маршрутов в 1950-х годах и закрытием веток в 1960-х, увеличилось количество дальнемагистральных грузоперевозок между основными городами. Экспорт был сконцентрирован в меньшем количестве портов, а развитие контейнеризации стимулировало междугородные перевозки. Первый грузовой поезд из Крайстчерча до Инверкаргилла был введён в декабре 1970 года. Он ходил по расписанию каждые 16 часов.

Сегодня, чтобы соответствовать требованиям современного бизнеса и конкурировать с автомобильным транспортом, объём грузоперевозок продолжает увеличиваться, а основной грузоооборот приходится на сыпучие грузы крупных клиентов. Несмотря на то, что пассажирские перевозки уже не осуществляются, развивается дальнемагистральная перевозка грузов железнодорожным транспортом, а Главная южная линия является важным звеном в транспортной инфраструктуре Новой Зеландии.

Список второстепенных линий и ответвлений

На Главной южной линии существует множество ответвлений и второстепенных веток, многие из которых ныне закрыты:

Ссылки

  • История экспресса The Southerner (англ.)

Примечания

Литература

  • Geoffrey B. Churchman, Tony Hurst The Railways of New Zealand: A Journey Through History. — Transpress New Zealand, 2001. — P. 224. — ISBN 0908876203, 9780908876204
  • David Bruce Leitch Steam, Steel and Splendour. — HarperCollins New Zealand, 1994. — P. 144. — ISBN 1869501411, 9781869501419
  • David Bruce Leitch, Brian F. Scott Exploring New Zealand's ghost railways. — Grantham House, 1998. — P. 127. — ISBN 1869340485, 9781869340483

Главная южная линия.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71