Бумбокс

Бумбо́кс (англ. boombox, иначе англ. ghettoblaster, англ. jambox) — тип переносного аудиоцентра. Изначально так назывался переносной двухкассетный стерео-магнитофон с радиоприёмником, громким звуком и расширенными функциями басов. С 90-х годов такой аудиоцентр комплектуется CD-проигрывателем, а сегодня в бумбоксах магнитофон встречается всё реже и реже, постепенно вытесняясь более современными типами звуковых носителей.

Содержание

Появление

Ассортимент ранних бумбоксов.

Первый бумбокс был придуман в 1975 году братьями-близнецами Стейси и Скоттом Вёльфел (Stacey and Scott Woelfel), использовавшими для этого деревянный корпус со встроенными колонками и 8-дорожечной автомобильной магнитолой. В конце 70-х различные компании представили свои бумбоксы, добавив возможностей стерео в уже разработанные в этом десятилетии кассетные радио-магнитолы. Но, хотя ими были созданы довольно мощные и продвинутые модели, настоящую популярность бумбоксы получили лишь в 80-х — вместе с развитием феноменов брейкданса (англ. breakdancing) и хип-хоп (англ. hip hop) культуры.

Геттобластер

Бумбокс называют также геттобластер. В США в бедных районах с цветным населением возможность встретиться, потусоваться остаётся в основном, лишь на улице. Сложно устроить вечеринку до́ма, когда большая семья занята кто чем: кто-то пришёл с работы, кто-то учит уроки, кто-то готовит, прибирает в доме или стирает.

Синоним бумбокса ghettoblaster или гетто-бластер это термин, который можно счесть оскорбительным или одобрительным в зависимости от контекста. Слово геттобластер возникло в городах Соединённых Штатов, по-видимому, отражая убеждённость говорящих в том, что такие системы пользуются популярностью у чернокожих американцев, независимо от их материальных возможностей. «Геттобластер», а не «Бумбокс» стал общим термином в Великобритании и в Австралии применительно к крупным портативным стереосистемам.

Этот термин, как правило, несет оттенок превосходства по отношению к тем, кто игнорирует социальные нормы, подавляя взрывной музыкой окружающих, как это изображается в фильме «Делай правильные вещи» режиссера Спайка Ли. Спор за геттобластер играет там центральную роль и завершается беспорядками.

Слово геттобластер таким образом является расово окрашеным и, как и многие такие термины, было принято частями не-черно-американского сообщества. Оно используется в названии по крайней мере одного журнала и одной звукозаписывающей компании, а также как элемент популярного стереотипа афроамериканской культуры 1970-х и 1980-х годов, связанного, как правило, с фанком, хип-хопом и рэпом, брейкдансом и с расистскими шуточками по их адресу.

В Великобритании, употребление этого слова сократилось в пользу термина «Брикстонский портфель» (Brixton briefcase), который ссылается на преимущественно черный пригород Южного Лондона Брикстон.

Компания (Виргин Геймз) в 1985 году выпустила свою игру Ghetto Blaster для 8-битного домашнего компьютера Коммодор 64; там герой ходит по улице с бумбоксом и под музыку обстреливает людей, чтобы заставить их танцевать.

Расцвет

Главным фактором взлёта спроса на бумбоксы стали уличные виды активности — джемы и батлы, когда группы молодёжи стали демонстрировать свои стили друг другу, соревнуясь в танцевальном умении и в мастерстве читки рэпа. Новый тип аудиоустройства до сих пор привлекает именно этой возможностью — потанцевать, обменяться музыкальными треками и сделать новую запись в любом месте.

На популярность бумбокса в уличных тусовках сильно повлияли медиа — FM-станции и телевидение, подстегнув эту тягу к широкому общению и к самодеятельному творчеству. Определённо, у фирм-производителей появился мощный стимул: чей бумбокс выдаст более мощный и сочный звук, у какого бумбокса дольше не садятся батарейки… Да-да, ведь этот нюанс также немаловажен.

Помимо всего прочего, всё ещё имеют значение возможности скомбинировать треки при воспроизведении и, при надобности, записать звук. Поэтому при выборе модели учитываются характеристики радио-приёмника, колонок, магнитофонного или CD блока и, конечно, усилителя.

Примечательные модели и марки

Некоторые памятные бумбоксы и бренды от начала в середине 80-х:

Сто́ит также упомянуть других производителей, таких как en:Toshiba, Pioneer, GE, Magnavox, Lloyd, Sony, Aiwa, Philips и Yamaha.

Эстетика

Sony boombox circa 2005

Популярность больших переносных стерео-систем в начале 90-х пошла на спад, и лишь некоторые модели производятся до сих пор. Прямоугольную, угловатую хромированную эстетику многих моделей 80-х годов в 90-х сменил чёрный пластик и современный дизайн, в котором доминируют плавные изгибы. Дизайн же старых моделей стал источником интереса многих коллекционеров и энтузиастов.

Ссылки

См. также


Бумбокс.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71