Братья Карамазовы | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Дата написания: | |
Дата первой публикации: |
ноябрь 1880 г. |
Предыдущее: | |
Следующее: | |
Текст произведения в Викитеке |
«Бра́тья Карама́зовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Роман был окончен в ноябре 1880 года. Писатель умер через четыре месяца после публикации.
Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге, свободе, морали.
Достоевский начал делать первые зарисовки романа в апреле 1878 года. Известное влияние оказал на него русский мыслитель Николай Фёдоров. Стоит отметить, что некоторые задумки для продолжения романа Достоевский высказывал публично.
«Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного[1].
Фёдор Павлович Карамазов — воплотил в себе некотоpыe черты отца писателя[1].
Братья Дмитрий Карамазов, Иван Карамазов, Алёша Карамазов отразили три аспекта и три последовательных этапа эволюции личности Достоевского — ранний, романтический (Дмитрий), атеистический (Иван), поздний (Алёша)[1].
Прообразом старца Зосимы послужил, согласно некоторым мнениям, старец Амвросий, ныне прославленный в лике святых[2]. Согласно иным представлениям, образ старца был создан под влиянием жизнеописания схимонаха Зосимы (Верховского), основателя Троице-Одигитриевской пустыни[3]
Среди других персонажей — Великий инквизитор, Аграфена Александровна Светлова (Грушенька), Катерина Ивановна Верховцева, Павел Смердяков, Михаил Ракитин и другие.
Хотя роман был написан в XIX веке, в нём присутствует много современных элементов. Достоевский использовал несколько литературных техник, что позволило критикам упрекнуть его в небрежности. Повествование ведётся от третьего лица. Как утверждает философ Михаил Бахтин (см. «Проблемы творчества Достоевского» (1929)), в романе нет авторского голоса, тем самым повышается правдоподобность повествования. У каждого из персонажей своя манера говорить, что усиливает индивидуальность человека.
Некоторые герои романа являются отражениями предыдущих персонажей Достоевского из романа "Идиот". Можно провести определенные параллели между Грушенькой и Настасьей Филипповной, а также между Федором Павловичем Карамазовым и генералом Епанчиным (оба испытывают страсть к вышеуказанным героиням).[источник не указан 63 дня]
Роман «Братья Карамазовы» включает в себя сложную, отлично выстроенную и психологически выверенную детективную историю[4], при этом в канве детективного сюжета обыкновенное (на первый взгляд) уголовное происшествие не только сплетается с историей любовного соперничества, но и встраивается в общую картину современного Достоевскому общества[5]. Сюжет сложен и ветвится: от основного сюжета отделяются побочные линии[4].
Уголовное преступление, о котором идёт речь — убийство Фёдора Павловича Карамазова, человека пожилого и весьма состоятельного, его поваром Смердяковым, который приходился ему незаконным сыном[4]. Почву для этого преступления подготовило соперничество между Фёдором Павловичем и его сыном Дмитрием из-за Грушеньки Светловой[6].
«Како веруеши, али вовсе не веруеши» — вот главное, что интересует Алешу Карамазова в брате Иване.[5]
Три брата, Иван, Алексей (Алёша) и Дмитрий (Митя), «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия»[5] , и каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души.
— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? — спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
— Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
— Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
— Почему несчастен? — улыбнулся Иван Федорович.
— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.[7]
Образ мысли Ивана нередко подытоживают одной фразой: «Если Бога нет, всё позволено», которую (в различных её вариантах) иногда признают самой известной цитатой из Достоевского[8][9], хотя в именно таком виде она отсутствует в романе[10]. В то же самое время эта мысль «проведена через весь огромный роман с высокой степенью художественной убедительности»[10].
Достоевский, по сути, разделяет её со своим персонажем[11]. Однако различие между Достоевским и Иваном состоит в том, что Достоевский, пройдя в молодости через атеизм, выбрал путь веры в Бога[5], в то время как Иван в бессмертие души не верит и страдает от своего неверия (см. врезку).
Алёша, в отличие от своего брата Ивана, «убежден в существовании Бога и бессмертии души»[5] и решает для себя:
Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю. |
К тем же мыслям склоняется и Дмитрий Карамазов. Дмитрий чувствует «невидимое участие в жизни людей мистических сил»[5] и говорит:
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. |
Но и Дмитрий временами не чужд сомнений:
А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? Что, если прав Ракитин, что это идея искусственная в человечестве? Тогда, если Его нет, то человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то? Вопрос! Я все про это. |
Экранизации романа производятся с 1915 года.
Среди них:
Это заготовка статьи о книге. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Братья Карамазовы (роман).