Джованни Мария Арту́зи (итал. Giovanni Maria Artusi; около 1540 — 18 августа 1613, Болонья) — итальянский теоретик музыки и композитор. Один из ведущих итальянских теоретиков в эпоху перехода от Ренессанса к барокко, прославившийся консервативной критикой музыкального авангарда своего времени.
Содержание |
В воззрениях на контрапункт в целом разделял теоретические взгляды своего учителя Джозеффо Царлино, выступил на его стороне в полемике между Царлино и Винченцо Галилеем[1]. Большое внимание уделял употреблению диссонанса, рассматривая его как действенное средство (agente) для выражения драматических аффектов (скорби, плача, боли и т. п.). Допускал разрешение кварты в тритон и малой секунды в приму. В качестве эстетически совершенных образцов рекомендовал композиторам музыку Палестрины, Габриели, Клемента.
Проблемой, привлекшей особое внимание Артузи, было согласованное звучание ансамбля, в особенности инструментального. Он с сожалением констатировал несовершенство современного ему строя. Отвергая напряжённую (синтоническую) диатонику Птолемея, которую поддерживал Царлино[2], считал, что только реализация аристоксеновой идеи равенства тонов и полутонов способна удовлетворить потребности современной инструментальной музыки[3].
В первом и втором томах трактата «Артузи, или О несовершенствах современной музыки» (1600, 1603; первый написан в форме диалога, второй — обмен письмами автора и некоего учёного оппонента) подверг критике новшества (прежде всего, свободное, «неправильное» употребление диссонанса в контрапункте, хроматизма в мелодике, а также ненадлежащее объединение ладов) некоего неназванного автора, в котором угадывается Монтеверди[4]. Оппонент Артузи в трактате 1603 года, отстаивающий музыку Монтеверди, фигурирует под говорящим псевдонимом L’Ottuso Academico[5]. Относительно его идентификации нет единого мнения[6]. Возможно, что оппонент Оттузо — плод воображения самого автора трактата, отдающего дань специфике эпистолярного жанра.
Монтеверди ответил на упрёки Артузи в «несовершенстве» в Послании к своей Пятой книге мадригалов (1605). Для различения двух композиторских подходов, современного и старинного, Монтеверди использует понятие второй практики (seconda pratica) — подразумевается «второй», то есть новый, метод музыкальной композиции[7].
Впервые словосочетание seconda pratica встречается в трактате Артузи 1603 года. Артузи вкладывает «вторую практику» в уста Оттузо. Под этим подразумевается совершенно конкретная сущность, а именно хроматический полутон, возникающий в результате дезальтерации[8] хроматизированной диатонической ступени. Пафос Артузи — в критике дезальтерации и других мелодических и контрапунктических вольностей.
На стороне Клаудио Монтеверди в полемике с Артузи выступил его брат Джулио Чезаре, написавший послесловие к новому сборнику Клаудио «Scherzi musicali» (1607). Это послесловие, имеющее характер манифеста (оригинальное название «Dichiaratione»), — важнейший документ в истории западноевропейской музыки. Братья Монтеверди придают словам «первая практика» и «вторая практика» не конкретное, а обобщённое значение. В «первой практике», основы которой установил Царлино, превыше всего была красота контрапункта. В число видных представителей «первой практики» Джулио Чезаре включает Й. Окегема, Жоскена, Пьера де ла Рю и других великих ренессансных полифонистов.
Во «второй практике» по мысли братьев Монтеверди безраздельно господствует поэтический текст, которому должны подчиняться мелодия, гармония и ритм. По законам «второй практики» особые аффекты текста вполне оправдывают нерегулярности гармонии и ритма. Изобретателем «второй практики» Джулио Чезаре называет Киприана де Роре, а к её представителям относит Джезуальдо, Маренцио, Луццаски, Кавальери и других итальянских композиторов XVI — начала XVII веков.
На возражения Клаудио Монтеверди Артузи ответил (под псевдонимом Антонио Браччино да Тоди) в (несохранившемся) трактате 1605 года, а на возражения Джулио Чезаре — в трактате 1608 года. По мнению Артузи, доминирующую роль в сочинении многоголосной вокальной музыки должен играть не текст, а ритм, которому должны подчиняться и гармония и даже поэтический текст.
Из музыкальных сочинений Артузи сохранились только Первая книга канцонетт на 4 голоса (1599) и 8-голосная обработка псалма «Cantate Domino» (1599).
Артузи, Джованни.