Аравин, Пётр Васильевич

Перейти к: навигация, поиск
Пётр Васильевич Аравин
Дата рождения:

10 (23) июня 1908(1908-06-23)

Место рождения:

с. Нарышкино Бековского р-на Пензенской губ.

Дата смерти:

23 мая 1979(1979-05-23) (70 лет)

Место смерти:

Алма-Ата

Страна:

Российская империя Российская империя
СССР СССР

Научная сфера:

музыковедение

Место работы:

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Учёная степень:

кандидат искусствоведения

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Московская консерватория

Научный руководитель:

М. В. Иванов-Борецкий

Известен как:

Историк казахской музыки,
автор монографии
о кюйши Даулеткерее.

Пётр Васильевич Аравин (1908—1979) — советский историк-музыковед; с 1954 года в течение 25-ти лет заведующий кафедрой истории музыки Алма-Атинской консерватории, кандидат искусствоведения (1967), профессор (1977). Известный педагог и деятель культуры Казахской ССР, автор многочисленных публикаций по истории музыки народов Казахстана.

Одним из первых применил строгий научный подход к изучению традиционных казахских музыкальных инструментов, жанров и биографий исполнителей, заложив основы самостоятельной казахской школы музыковедения. Труды Аравина много способствовали осознанию национальной самобытности музыкальной культуры Казахстана, популяризации домбры и жанра кюй; его работы вошли в 14-й том фундаментального сборника казахской Академии наук «Классические исследования»[1], а его имя — в биографические и энциклопедические словари России[2] и Республики Казахстан[3].

Биография

Родился 10 (23) июня 1908-го года в селе Нарышкино Сердобского уезда Самарской губернии (ныне пгт. Беково Бековского р-на Пензенской области), — в крестьянской семье. В 1925 году, окончив школу, поступил в Саратовский музыкальный техникум[4]. В 1932-м принят на историко-теоретический факультет Московской консерватории.

Под руководством М. В. Иванова-Борецкого много работал с оригинальными источниками по истории музыки XVIII—XIX веков в московских архивах. Ещё студентом, в 1934-м году, в журнале «Советская музыка», опубликовал свою первую статью, посвящённую переписке композиторов М. А. Балакирева и Н. Г. Рубинштейна[5]; а в 1936-м уже выступал лектором-консультантом во время концертов симфонического оркестра в Москве[6].

С 1938-го года работает лектором-музыковедом в Архангельской, а с 1940-го — в Калининской филармонии. Здесь, в Калинине, в апреле 1941 у него родился сын, Юрий, а через три месяца П. В. Аравин пошёл в военкомат — добровольцем.

После войны, в начале 1946, кавалер ордена и четырёх медалей[5], Пётр Васильевич Аравин был назначен директором Кишинёвской консерватории. В 1948 году, в июне, директор Кишинёвской консерватории вдруг стал рядовым преподавателем консерватории в Алма-Ате, — «по приглашению Ахмета Жубанова». Здесь выяснилось, что у бывшего директора нет даже диплома, и ему пришлось учиться ещё два года, совмещая учёбу с работой, чтобы всё-таки его получить[7]. Так же выяснилось, что историко-теоретический факультет у образованной всего четыре года назад Алма-Атинской консерватории есть, а вот самой истории и теории казахской музыки нет. — Кроме нескольких работ А. Жубанова и знаменитого сборника Затаевича «1000 песен казахского народа» о казахской музыке публикаций почти не было. Оставшуюся жизнь П. В. Аравин посвятил заполнению этого пробела.

В 1954 году на историко-теоретическом факультете появилась кафедра истории музыки, которую он возглавил в статусе преподавателя, и. о. доцента. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению и стал доцентом, продолжая возглавлять кафедру истории музыки. В 1977 получил звание профессора.

В 1978 году, в концертном зале Алма-Атинской консерватории, в самой торжественной обстановке праздновался 70-летний юбилей профессора, педагога, учёного, Петра Васильевича Аравина[5], — «формировавшего музыковедение Казахстана на протяжении второй половины XX века[8]». До следующего Дня рождения учёный уже не дожил, скоропостижно скончавшись 23 мая 1979 года. Похоронен в Алма-Ате.

Творчество

Опубликовав всего несколько статей до войны, по-настоящему к научной работе П. В. Аравин приступил, переехав в Казахстан. Сюда, — видимо, специально с целью усиленной разработки материалов для казахского музыковедения, — в 1948 году его пригласил тогда директор Алма-Атинской консерватории Ахмет Жубанов.

Вспомнив уроки, полученные в годы учения в Москве, Аравин приступил к поиску фактов и документов, связанных с развитием казахской музыкальной культуры, прежде всего в архивах. Он исследовал архивы Алма-Аты, Астрахани, Оренбурга, Москвы и Ленинграда и нашёл множество неизвестных ранее документов. Им открыты новые материалы о Курмангазы и Даулеткерее. По ним документально установлена история судебного преследования Курмангазы, выявлены творческие связи Даулеткерея с русской культурой, впервые обнаружены фотографии и портреты Даулеткерея. На основании собранных материалов П. В. Аравин написал популярную биографию Даулеткерея, ставшую основой его диссертации и множества публикаций о его творчестве.

Также Пётр Васильевич обнаружил, проанализировал и ввёл в научный оборот множество документов, проливавших свет на биографии выдающихся казахских исполнителей, представителей Западно-Казахстанского стиля домбровой музыки, — Сейтека, Мусарали, Аликея, Туркеша и других. Он составил научное описание домбры, установил и разъяснил связь музыкального строя этого инструмента со стилем народных песен, с ритмикой и мелодикой традиционных казахских музыкальных жанров. Наряду с научной работой, П. В. Аравин неотрывно занимался преподаванием, вёл научно-просветительские передачи на телевидении, часто выступал как музыкальный критик или публицист на страницах периодической печати. Его называли «тонким знатоком казахского мелоса»[9][10].

Труды

  • «М. Л. Мусоргский. Письмо А. Голенищеву-Кутузову»,
  • «Три портрета Даулеткерея»,
  • «Кюи Даулеткерея»,
  • «Жизнь и творчество великого кюйши Даулеткерея»,
  • «Звуковая система структуры домбры»,
  • «Жанры казахской инструментальной музыки»,
  • «Вопросы музыкального стиля Курмангазы»,
  • «Жанр „коштасу“ в произведениях Курмангазы»,
  • «Социально-эстетическая природа жанра „коштасу“ в казахском музыкальном фольклоре»,
  • «Русские ученые XVIII — 1-й половины XIX века о казахской музыке»,
  • «Вопросы взаимоотношений музыкальной системы Запада и Востока»,
  • «Ритмическая структура казахских песен»,
  • «Легенда о Шынтемире и Мактымсулу»,
  • Куддус Кужамьяров, М., 1962;
  • Великий кюйши Даулеткерей, А., 1964;
  • Ахмет Жубанов. Очерки творческой жизни. А., 1966;
  • Степные созвездия. Очерки и этюды о казахской музыке, А., 1978;
  • Даулеткерей и казахская музыка XIX в. (монография), М., 1983.

Литература

  • При написании этой статьи использовался материал из издания «BY-SA 3.0 Unported.
  • Аравин, Пётр Васильевич, Центральный государственный архив КазССР, ф. 1884, 276 д., 1926-1970

Примечания

  1. «Классические исследования». Публикации Института литературы и искусства им. Мухтара Ауэзова. Проверено 28 октября 2015.
  2. Большая биографическая энциклопедия. 2009
  3. Аравин, Пётр Васильевич // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7.
  4. Единые мы непобедимы, Проект «Друзья народа», Алтынорда (01.09.2011). Проверено 28 октября 2015.
  5. ↑ Петр Васильевич Аравин. Мои Аравины. Проверено 28 октября 2015.
  6. Культуру — в массы! (Наша история), Культура, Комсомольская правда — Казахстан. Проверено 28 октября 2015.
  7. Аравин, Петр Васильевич // Большая Русская Биографическая энциклопедия. ИДДК, 2007 г.
  8. Краткая историческая справка //сайт Казахской национальной консерватории им. Курмангазы
  9. Струны степей в тисках репрессий, “Қазақ үні” ЖШС Qazaquni.kz ақпараттық агенттігі. (04.09.2014). Проверено 29 октября 2015.
  10. Травля Ахмета Жубанова, От редакции, Central Asia Monitor (30.08.2013). Проверено 29 октября 2015.

Аравин, Пётр Васильевич.

© 2019–2023 sizcrimea.ru, Россия, Нальчик, ул. Черкесская 49, +7 (8662) 59-22-71